ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
Вопросы к зачету
1. Понятие «риторика» и его развитие в произведениях известных специалистов по теории риторики. Риторика – наука об убеждении.
2. Судебное и политическое красноречие Античного мира.
3. Диалектика Сократа и ее значение для развития риторики как науки.
4. Риторические приемы Аристотеля и Демосфена.
5. Красноречие в республиканском Риме и Римской империи.
6. Судебные выступления Лисия и Цицерона.
7. Риторический идеал. Античный риторический идеал, древнерусский и современный.
8. Развитие риторических традиций в России.
9. Проблемы периодизации русской риторики.
10. Риторическое наследие М.В.Ломоносова.
11. Вклад Н.Ф. Кошанского в разработку проблем общей риторики.
12. Кризис русской риторики в середине 19 века. В.Г.Белинский – «злой гений риторики».
13. Основные классификации красноречия. Роды и виды (жанры) красноречия.
14. Специфические особенности судебного красноречия.
15. Российское судебное красноречие второй половины XIX века.
16. Характеристика идеального защитника и обвинителя в работах А.Ф. Кони.
17. Особенности судебного красноречия Ф.Н. Плевако.
18. Нравственные основы судебной речи.
19. Обвинительная и защитительная речь.
20. Этапы подготовки речи (риторический канон).
21. Использование этапов подготовки речи современными юристами.
22. Риторический канон: инвенция и диспозиция. Структура прямой и обратной хрии.
23. Риторический канон: элокуция, запоминание, произнесение. Риторические тропы и фигуры.
24. Аргументация: специфика понимания в рамках риторики.
25. Основные различия между корректной (лояльной) и некорректной (нелояльной) аргументацией.
26. Основные требования к говорящему. Основные требования к слушающему.
27. Правила рефлексивного и нерефлексивного слушания.
28. Законы и принципы современной общей риторики.
29. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли.
30. Приемы убеждения слушателей и воздействия на аудиторию.
31. Невербальные средства судебного оратора.
32. Особенности имиджа современного судебного оратора.
33. Кинесические особенности этикетного невербального общения в суде (жесты, мимика и т.д.).
34. Основы техники речи судебного оратора. Основные характеристики голоса. Артикуляционные и фонационные упражнения.
35. Структура публичного выступления и подготовка к нему.
Задания к зачету
1. Составьте публичную речь на произвольно выбранную тему (из предлагаемых или подобранных самостоятельно).
Предлагаемые темы
1) Смертная казнь: за или против?
2) Суд присяжных – прошлое или будущее суда?
3) Эвтаназия: за или против?
4) Клептомания – болезнь или преступление?
5) Эффективен ли детектор лжи?
6) Телевидение: полезное или вредное времяпрепровождение?
7) Боевики для подростков – «хорошее» или «плохое» кино?
8) Легкое ли это ли чтение – детективы?
9) Нужно ли высшее образование в наше время?
10) Судья: призвание, профессия или хобби?
11) Служба в армии: долг или честь?
12) «Властвовать собою»: наука или природный дар?
Обратите внимание: ни на один вопрос нельзя ответить однозначно. Это требование должно быть соблюдено и при формулировке вами собственной темы речи. Раскрыта же тема должна быть с четко прослеживаемой точкой зрения оратора на проблему.
2. Оформите текст публичной речи на листах с полями не менее 5 см с обеих сторон.
3. Составьте партитуру произнесения речи с расстановкой наиболее значимых пауз, интонаций, ключевых слов, логических и психологических ударений. Выделите ораторские приемы.
4. Подчеркните в тексте речи тезис (Т) и аргументы (А1, А2,… Аn).
5. На полях слева обозначьте: моя роль – …, моя аудитория – …, цель речи – …
6. На полях справа постройте структуру аргументации, показав соотношения тезисов и аргументов между собой.
7. Подготовьте речь для публичного выступления
Рекомендации:
1. Отрепетируйте речь, выучив несколько начальных фраз наизусть.
2. Продумайте выбор одежды и ее цветового решения для выступления.
3. Продумайте, какие вопросы вам могут быть заданы слушателями, и подготовьте ответы на них.
4. Подготовьте 2-3 цитаты, афоризма или интересного примера по теме выступления на случай, если понадобится «взять паузу».
5. Подготовьте свои вопросы слушателям.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.