Деловое общение в юридической практике
Виды делового общения в юридической практике: беседа, консультирование, совещание, переговоры, разговор по телефону.
Деловая беседа – межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.
Виды деловых бесед по характеру обсуждаемых вопросов: кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещения по должности); дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т.п.; организационные, определяющие технологию выполнения задания; творческие, посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и др.
В процессе подготовки беседы целесообразно наметить план будущего разговора, продумать начало и завершение беседы.
Консультирование – специфическая форма делового общения в юридической практике, связанная с оказанием профессиональной правовой помощи физическим и юридическим лицам.
Этапы консультирования: выслушивание проблемы клиента; уточнение обстоятельств дела; разъяснения, советы, рекомендации.
Приемы нейтрализации психологического напряжения в ходе консультирования: накопление согласий; демонстрация общности взглядов, оценок, интересов; «психологическое поглаживание»; окончательное обособление в диаду «мы»; демонстрация искренности.
Совещание – форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.
Типы совещаний по характеру проведения: диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные, свободные; по тематике: административные, технические, кадровые, финансовые и т.д.; по целям и задачам: проблемные, инструктивные и оперативные.
Переговоры – это обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу.
Типы совместных решений участников переговоров:
- компромиссное, или «серединное решение»:
- асимметричное решение, относительный компромисс;
- принципиально новое решение, «снятие» основных противоречий.
Тактические приемы, используемые в процессе переговоров. Назовем приемы, относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применении на каждом из них:
- пакетирование – несколько вопросов предлагаются к рассмотрению в виде «пакета», т.е. обсуждаются не отдельные вопросы, а их комплекс;
- выдвижение требований в последнюю минуту;
- постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов;
- разделение проблемы на отдельные составляю