Полномочия КС РФ и их классификация.

Основные и дополнительные функции конституционных судов реализуются через их полномочия, установленные конституцией и законами. Комплекс (набор) основных и дополнительных полномочий конституционного суда в каждом государстве индивидуален. Они определяют категории дел, подведомственные конституционным судам.

По форме нормативно-правового закрепления полномочия конституционных судов делятся на конституционные, т. е. закрепленные в конституции государства, и законодательные — установленные в законе о конституционном суде и в других законах.

Полномочия конституционных судов, опосредующие основные и дополнительные функции конституционного правосудия, соответственно можно классифицировать на основные и дополнительные.

К основным полномочиям конституционных судов в современном виде, в том числе конституционных судов постсоветских независимых государств, можно отнести следующие:

• официальное толкование конституции, в отдельных государствах — конституции и законов;

• конституционный нормоконтроль:

законов и других нормативных правовых актов высших органов государственной власти (главы государства, правительства);

конституций и других учредительных актов, а также нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов федерации, автономных образований (Азербайджан, Грузия, Россия, Узбекистан, Украина); внутригосударственных договоров; международных договоров, актов межгосударственных образований,в состав которых входит государство;

• защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона (в некоторых государствах и других правовых актов), примененного или подлежащего применению в конкретном деле; разрешение дел о правоприменительной практике, затрагивающей конституционные права граждан (Кыргызстан);

• разрешение споров о компетенции между органами государственной власти; между органами центральной государственной власти и органами власти административно-территориальных единиц или органами местного самоуправления; между органами местной государственной власти и органами местного самоуправления.

Дополнительными полномочиями конституционных судов являются:

• конституционный нормоконтроль:

правовых актов, высших судебных органов и прокуратуры (Азербайджан, Беларусь, Молдова, Таджикистан); нормативных правовых актов органов местного самоуправления (Кыргызстан, Латвия);

• отрешение от должности главы государства, в некоторых странах — других высших должностных лиц и судей;

• конституционный контроль по вопросам выборов президента и депутатов парламента, проведения референдума;

• проверка конституционности организации и деятельности политических партий и иных общественных объединений

(Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова);

• участие в законодательном процессе: право законодательной инициативы, проверка конституционности предложений

по изменению и дополнению конституции и др.

Перечень основных и дополнительных полномочий дает общее представление о юрисдикции конституционных судов в современном мире.

ПОЛНОМОЧИЯ КС РФ УСТАНОВЛЕНЫ В СТ. 3 ФКЗ.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. При этом решения других судов и иных органов, устанавливающие такие обстоятельства, имеют преюдициальное значение для Конституционного Суда РФ. В то же время Конституционный Суд РФ вправе самостоятельно устанавливать и исследовать фактические обстоятельства, когда это входит в его компетенцию. В частности, к ним относятся фактические обстоятельства, касающиеся:

• порядка подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие нормативных актов государственных органов и договоров между ними (п. 3 ч. 1 ст. 86 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.);

• вопросов использования согласительных процедур в спорах о компетенции (п. 7 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 93 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.);

• имеющегося конкретного дела в производстве по жалобе на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 96, ч. 2 ст. 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.);

• порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 108 и 109 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.);

• инициативы проведения референдума Российской Федерации по поставленному вопросу (поставленным вопросам) референдума (ч. 17 ст. 15, ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г.).

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.