Ар деко и развитие модных домов в 1920-е.
Демократизация моды, увлечение спортивным стилем, популярность стандартных моделей и готовой одежды не помешали развитию в данный период модных домов. Дамы высшего света, кинодивы, жены и дочери миллиардеров составляют клиентуру дорогих Кутюрье. Американки, несмотря на появление собственных модельеров, продолжают заказывать одежду в Европе.
Поль Пуаре не вписался в новое время, женщин в стиле «гарсон» он называл гладильными досками, отказывался делать простые модели. Он продолжает устраивать пышные праздники, но грандиозные расходы на создание собственного павильона на трех баржах, созданного к выставке 1925 года в Париже, сделали Пуаре банкротом, в 1929 году он полностью разорен.
В моде декоративность, большое количество украшений, поэтому актуальным становиться стиль «ар деко». «Ар деко» так же называли стиль «зиг заг», «джазовый модерн», «стиль звезд». «Ар деко» стиль эклектичный, допускаемый сочетание кубизма и абстракционизма с африканской экзотикой, сочетание дорогих (золота, серебра) с современными более дешевыми материалами (сталью, бетоном, алюминием). Как художественное направление декоративный стиль появился еще в 1908 году, но расцвет его начался в 1925 году, после Всемирной выставки декоративных искусств и ремесел в Париже.
Дизайнеры Арт Деко достигли великолепных результатов в создании иллюзии роскоши, будь-то в мечтах или в реальности. Если архитектура Деко вызывает ассоциации с романтикой морского путешествия или тропического рая, то ювелирные путешествия часто соотносятся с богатством правителей древних цивилизаций. Браслеты фирмы “Ван Клиф и Арпельс”, например, воссоздают египетские мотивы времен фараонов, демонстрируя ослепительный набор бриллиантов, сапфиров, изумрудов и оникса, оправленных в платину. Египтомания началась после раскопок Ч. Картера гробницы Тутанхамона.
Иллюстрации журнальных обложек того времени показывают, что стиль Ар Деко имел целью изображения реального мира, скорее, они были призваны создавать иллюзию элегантного, беззаботного и оптимистического существования. Эта концепция не предполагала единого стиля, поэтому ар деко — это множество микростилей. Популярны испанские мотивы, китайское, африканское искусство. Популярность русского стиля была связана не только с уважением к Дягилевским сезонам, но и с эмиграцией русских аристократов после революции. Открываются русские рестораны, театры, дома мод.
Русский стиль — платья рубашки с вышивкой в национальном стиле, драгоценности «а ля Византия», пальто с меховой отделкой, кокошники как модный головной убор. Н. Ламанова, легенда русской моды получила признание на выставке в Париже 1925 года.
Аристократы не только проматывают остатки состояний, многие из них оставшись без средств к существованию, идут работать швейцарами, горничными, рабочими, манекенщицами, открывают школы балета и этикета.
Дом вышивки «Китмир» (1921-1928), под руководством Великой княгини М.П. Романовой не только получил приз на выставке в Париже, но и имел контракт с домом мод К. Шанель. В 1926 году популярны духи «Ирфе», выпущенные домом «Ирфе» (был основан И. и Ф. Юсуповыми). Анна Новицкая выпускает пижамы.
Русские аристократки были востребованы модными домами (Шанель, Пату, Ланвен и др.), они не только показывали сами модели, но и демонстрировали подлинную элегантность, вкус и изящество.
В это время было несколько типов манекенщиц. Манекен дублер — имел фигуру как у заказчицы, манекен де кабинет — на них делали булавочные наколки, манекен ведетт — показывали одежду, манекен волант — ездили в турне, менекен мондэн — светские дамы, которые бесплатно получали модную одежду.
В 1920-е мода в целом стала более определенной. Основа модных моделей платье рубашка, прямой силуэт, который часто создают при помощи плиссировок. С 1927 года бум на ассиметричный крой. Другой вид модно одежды — костюмы (юбка, блузка и жакет).
Крой по косой пропагандировала Мадлен Вионе. Её стиль — это не реконструкция античности, но создание современных моделей с использованием традиций античного костюма, драпировок, в сочетании с кроем по косой. Платья от Вионе поражали простотой формы, но одеть без инструкций такой наряд было сложно. Декор всегда подчеркивал пластику ткани, вышивки шли по направлению нити.
Кроме Вионе звездой 1920-х была Коко Шанель. Её вклад в развитие женского костюма сложно переоценить. Габриэль Шанель родилась в 1883 году в небольшом французском городке Савмур. Успех к ней пришел после создания в 1910-м году открытых купальников, которые она продавала в собственном магазине, производя трикотажные спортивные костюмы и купальники. В 1914 году она вводит во французскую моду английский стиль, во время войны работает для фронта.
В 1918 году появляется знаменитый костюм Шанель — жакет, без воротника с атласной отделкой по краям и юбку до середины икры. В 1921 году появляется «Шанель № 5», а в 1924 — маленькое черное платье. В 1926 году Шанель популяризирует бижутерию, как модный и практичный аксессуар. Популярность Шанель связана с тем, что ее философия костюма основана на сочетании элегантности и практичности, идеи удобной красивой одежды модной всегда. «Мода меняется модный стиль никогда» — этот девиз Шанель актуален и сегодня. Это была революция в моде.
Шанель дружила с Пикассо, и Ж. Кокто, которые видели в моде одно из важнейших направлений современного искусства. Художники модернисты выступали против нефункционального декора и украшательства. Орнаменту придавалось вторичное значение, и эта концепция была позднее поддержана основанным в 1919 году немецким конструкторским центром Баухауз. Развивая принципы Морриса в условиях нового века, дизайнеры Баухауза, возглавляемые Вальтером Гропиусом, считали, что форма недорогих предметов массового производства должна соответствовать их назначению, материалу и способу изготовления. В фантастических фильмах того времени «Аэлита» А. Экслера, «Метрополис» Ф. Ланга демонстрировали новый подход к костюму.
Война декору, да инженерному подходу к конструированию одежды – вот лозунг функционалистов.
В СССР кустарэкспорт и мастерские современного костюма возглавила Н. Ламанова, которая уже в конце XIX века была известным модельером, теперь основная задача была не в проведении индивидуальной работы с клиентами, а создание типовых образцов. Ламанова в качестве такого образца видела русский крестьянский костюм, а Е. Прибыльская занималась народной вышивкой. Модели, предложенные Прибыльской и Ламановой, в 1925 году получили гран-при на Парижской выставке.
Александр Родченко и Варвара Степанова разрабатывали одежду для нового советского человека — конструктивную и практичную. Инженерный подход к конструированию, минимальное количество вещей при максимуме комбинаций стали основой идеи гардероба человека будущего. Художники модельеры 1920-х разрабатывали профессиональные костюмы для пожарных, продавцов, строителей, хирургов. Комбинезон с молниями и накладными карманами созданный в то время популярен и сегодня. Пока такие модели создаются для театра. В. Степанова создает костюмы к «Смерти Тарелкина», а А. Родченко к «Клопу».
Игра с простыми геометрическими формами, исполнение одной модели различных цветовых и орнаментальных вариантов, стали основой спортивной коллекции Степановой. Как и архитектор Ле Карбюзье, Степанова считала декор пережитком прошлого.
Математический подход к пропорциям, форме, пространству, оптическому восприятию позволил предложить новаторский подход к костюму. Именно конструктивисты стали относиться к эскизу как проектированию на плоскости, поиску идеи образа, знаку новой формы.