Древнерусский риторический идеал. Истоки его.

Русь X—XII вв. имела прямые связи с Византией - наследницей греческой античной культуры - до ее завоеванияОсманской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской империи.

История риторики изучена мало; это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в. знаток риторики А. Ф. Лосев. Рассмотрим характерные особенности древнерусской риторики.

1. Оратор - лицо известное: церковный деятель, князь, воевода. Эмоции оратора управляются верой, убеждениями. Компетенция, знания ценятся превыше всего; язык - яркий, цветистый.

2. Оратор всегда выражает твердую позицию. В речах почти всегда содержатся поучение или призыв, нравственные установки; критика вводится в виде сожаления или даже плача.

3. Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. Оратор уважает мнение адресата. Народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохранения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности.

6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью. В «Слове о Законе и Благодати» митрополит Иларион выступает с речью при дворе Ярослава Мудрого. Речь щедро украшена обращениями, восклицаниями, антитезами, параллелизмами и другими фигурами. Она богата иносказаниями, аллегорична. Мысль ясна, высоко чувство меры. По мысли оратора, единение произойдет не только через силу государства, но и через язык, через христианское мировоззрение.

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и действенность красноречия. Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступлений: ораторские речи, обращение князя к воинам, жития святых, поучения, письма, исторические повествования.

Так в русской культуре со времен первых литературных памятников и, во всяком случае, до 1917 года ценилась и считалась прекрасной, прежде всего, такая речь, в которой сочетались в гармоническом единстве:

Ø мысль, смысловая насыщенность, устремленность к истине;

Ø этическая задача, нравственная устремленность к добру и правде;

Ø красота, понятая не как украшенность, красивость, а как целесообразность, функциональность, строгая гармония»

Справедливость этого тезиса доказывается А.К.Михальской по отношению к речевой культуре Древней Руси в первой главе книги «Практическая риторика и ее теоретические основания» (Михальская, 1992). Здесь, наверное, необходимо выделить понятие риторического идеала и определить его, как «образ» или «образец» хорошей речи, существующий в сознании ритора (продуцента). Именно этот риторический идеал, в котором истина и мысль главенствуют как основные принципы речи, в котором добро и правда не менее важны и в котором красота речи понимается как ее гармония и порядок, - этот идеал речи унаследован и полностью воспринят русской словесной культурой.