Общие естественнонаучные и философские взгляды М. В. Ломоносова.
Основной вопрос философии Ломоносов решал материалистически. Он считал, что основой всего существующего является материя. Материя состоит из мельчайших абсолютно твердых неделимых частиц — «физических монад», т. е. неделимых физических единиц. Основными свойствами материи Ломоносов считал: протяженность, непроницаемость, а также способность сопротивляться изменению своего движения. Материя находится в непрерывном движении; под движением он понимал перемещение в пространстве мельчайших частиц и видимых тел, состоящих из этих частиц.
«Первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно». Материя и ее движение неуничтожимы и несотворимы, полагал он.
Ломоносов представлял себе природу как единое целое, в котором все связано друг с другом. Все процессы в природе происходят так, что изменение в одном месте связано с обязательными изменениями в другом. При этом ничто не пропадает бесследно и не возникает из ничего. Это положение и получило свое выражение в законе Ломоносова.
В своей теории познания Ломоносов также выступает как материалист. Задача познания заключается, по его мнению, в познании материальных вещей и материальных явлений природы. Ломоносов очень резко возражает против какого-бы то ни было вмешательства религии в область науки.
Основой познания является опыт, одновременно он же является и единственным критерием правильности этого познания.
Выступая против рационализма, Ломоносов нигде не дает никакого повода для обвинения его хоть сколько-нибудь в грубом эмпиризме. Он писал: «Опыт, однако, я считаю нужным направлять на пользу физики. Те, кто приносит с собой одни лишь (органы) чувства, если хотят из опытов заключать истины, должны большей частью отказаться от изучения, так как они либо проходят мимо лучшего и важнейшего, либо не успевают использовать то, что они видят или познают другими чувствами».
Ломоносов требует в научном исследовании неразрывной связи теории и практики, понимая под последней наблюдение и опыт. О необходимости единства теории и эксперимента Ломоносов говорит неоднократно во многих своих исследованиях, статьях и речах.
Познание, по Ломоносову, представляется как процесс обобщения материалов наблюдений и экспериментов, построения на основе этого теории и проверки следствий из этой теории на новом опытном экспериментальном материале. Теория может быть сначала построена, исходя, вообще говоря, из самых простых наблюдений и опытов; тогда она имеет характер научной гипотезы. Эта гипотеза после проверки вытекающих из нее следствий и исправления ее на новом экспериментальном материале превращается в достоверное знание и теряет свой гипотетический характер. «Я при объяснении явлений буду поступать так,— пишет Ломоносов, - чтобы не только они легко объяснялись из основного положения, но и доказывали самое это положение».