Матрица SWOT-анализа предприятия УПП «Витебская областная типография»
SWOT-анализ | Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Большой опыт в организации персональных продаж. 2. Высокий уровень организации управленческого учета. 3. Наличие высококвалифицированного производственного персонала. 4. Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования. | 1. Недостаточный уровень клиентского сервиса. 2. Недостаточный уровень развития каналов товародвижения. 3. Средняя позиция в доле рынка. 4. Неадекватный рыночной ситуации стиль руководства и структуры компании. 5. Отсутствие системы стратегического планирования. | |
Возможности (О) | SO-стратегия | WO-стратегия |
Продолжение табл. 5.15
1. Расширение рынка образовательных услуг за счет старшего поколения. 2. Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе. 3. Увеличение покупательской способности населения. 4. Увеличение количества предпринимательских структур. | 1. Расширение номенклатуры бумажно-беловых товаров. 2. Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей бумажно–беловой продукции. 3. Увеличение производственных мощностей по изготовлению журнальной продукции. | 1. Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности компании. 2. Создание единой службы маркетинга на предприятии. 3. Увеличение рыночной доли компании за счет создания новых товаров и завоевания новых сегментов рынка. |
Угрозы (T) | ST-страте гии | WT-стратегии |
1. Замедление темпов экономического развития. 2. Увеличение налогового процесса. 3. Рост цен на целлюлозу в связи с сокращением площадей лесов и изменением экологической ситуации. 4. Развитие технологии электронных коммуникаций. | 1. Создание системы учета и снижения затрат. 2. Применение сырья из искусственной целлюлозы. 3. Создание системы электронных продаж. | 1. Расширение каналов товародвижения. 2. Создание системы обратной связи с клиентами компании. 3. Развитие технологий и продуктов без использования бумажного сырья. |
На примере табл. составьте матрицу SWOT-анализа для вашей организации с выделением перечня первоочередных мероприятий, которые необходимо провести для совершенствования системы маркетинга.
5. Предположим, вы продумываете о приобретении в собственность некоего производственного предприятия и об управлении им. Вы проделали тщательный предварительный анализ и в результате хорошо представляете себе картину делового и финансового состояния фирмы. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
· завод и оборудование устарели и требуют особой заботы;
· за вычетом стоимости приобретения фирмы у вас останется в обрез средств для пополнения производственных фондов;
· существующее руководство, достающееся вам в наследство, весьма почтенного возраста, но имеет многолетний опыт работы в этой области;
· лично у вас имеется годичный опыт работы в данной области экономики;
· товары, производимые фирмой, соответствуют запросам широких слоев потребителей, но будет нужно серьезно поработать над системой распределения и реализации товара.
Вопросы
1. Изложите результаты вашего анализа в порядке их убывающей важности, присвоив каждому из них определенный ранг значимости от «5» (наименее важный) до «1» (самый важный).
2. Исходя из результатов анализа и их ранжирования, решите, возьметесь ли вы за это дело. Назовите все факторы «за» и «против» для обоснования вашего ответа.
3. Что вы предпримите в первую очередь, если возьметесь за это дело?
6. Фирма производит и продает клеящие вещества для различных отраслей-потребителей этой продукции:
А – легкая промышленность;
Б – промышленность синтетических материалов;
В – производство стали;
Г – изготовление спортивного инвентаря.
С позиции оценки привлекательности каждой из упомянутых отраслей (размер рынка, перспективы его роста, норма прибыли, уровень риска и так далее) они были охарактеризованы следующим образом:
Б – наиболее перспективная;
Г – весьма привлекательна (выше среднего уровня);
А – привлекательна немного меньше среднего уровня;
В – весьма не привлекательна.
Оценка сравнительной конкурентоспособности продукции данной фирмы в отношении конкурирующих товаров на конкретных отраслевых рынках дала результаты:
Б – позиция фирмы в отрасли наиболее хорошая;
А – позиция фирмы лучше средней;
В – позиция фирмы несколько хуже средней;
Г – позиция фирмы одна из наихудших среди конкурентов. Доли объема продаж по каждому отраслевому сегменту составляют в общем достигнутом обороте фирмы:
А – 45%, Г – 30%, Б – 15%, В – 10%.
Вопросы
1. Заполните матрицу позиционирования товаров фирмы по предлагаемой модели (см. рис. 5.2), обозначив в соответствии с осями координат каждый отраслевой сегмент рынка как круг с диаметром, соответствующим величине доли в объеме продаж фирмы и соответствующим буквенным обозначением.
Привлекательность рынка | + | ||
- | |||
+ | - | ||
Позиция фирмы в сегменте рынка |
Рис. 5.2. Матрица позиционирования товаров фирмы
2. Какие стратегические выводы в отношении поведения фирмы в каждом из отраслевых сегментов рынка можно сделать, опираясь на оценки, вытекающие из заполненной вами матрицы?
Варианты выводов: укрепление позиций, форсирование рынка, участие без особых усилий, радикальное улучшение, уход с рынка и другое.
3. Отобразите графически принятые вами решения относительно каждого сегмента рынка на матрице.
7. Постройте программу позиционирования для вашей организации.
Пояснение к решению ситуационной задачи. В программе надо представить цели, принципы и факторы создания системы позиционирования. Выделить основные направления разработки концепции позиционирования с учетом современных требований рынка. Представить схему технологии позиционирования для формирования конкурентных преимуществ в целевых сегментах сбыта. Отразить принципы позиционирования в области: создания эффективных коммуникаций распределения и продвижения товара, услуги; увеличения рыночной доли и корпоративного влияния в товарной нише; формирования позитивного общественного мнения. Вместе с тем следует акцентировать внимание на необходимости соблюдения принципа лояльности, интегрирующего элементы стимула и побуждения покупки.
8. Сформулируйте цели маркетинга для вашей организации.
Пояснение к решению ситуационной задачи. Существует несколько функциональных областей, для которых предприятие должно сформулировать свои цели. Цели бизнеса, относящиеся к маркетинговой области таковы:
· объем продажа – наиболее часто встречающийся целевой показатель, измеряется как в натуральных единицах, так и в денежном выражении;
· маржинальная прибыль (вклад в покрытие прибыли) – это объем продаж за какой-либо период времени за вычетом прямых издержек на производство продукции;
· доля рынка – объем продаж фирмы, поделенный на общий объем продаж на рынке, измеряется как в натуральных единицах, так и в денежном выражении;
· уровень удержания потребителей – процентное отношение числа покупателей, совершивших покупки в пошедшем году, к числу тех, кто приобретал продукцию в текущем году (главным образом для корпоративных потребителей).
Возможна также постановка неэкономических целей (общественная полезность выполнение социальных программ и так далее).
9. Выявите ключевые факторы успеха (КФУ) по виду вашего бизнеса.
Пояснение к решению ситуационной задачи. После выявления взаимосвязей между функциональными видами деятельности и прибыльностью отдельных товаров, необходимо определить ключевые факторы успеха (КФУ) по товарным группам. К процессу определения можно привлечь наиболее компетентных специалистов продавцов, плотно контактирующих с клиентами. В сложных случаях целесообразно провести отдельное маркетинговое исследование.
Ключевые факторы успеха – это базовые внутренние и внешние условия деятельности, от которых зависит успех предприятия.
В примере с фирмой, производящей сельхозтехнику и запчасти к ней для предприятий агропромышленного комплекса ситуация будет следующая (см. табл. 5.16).
Табл. 5.16