Матрица SWOT-анализа предприятия УПП «Витебская областная типография»

SWOT-анализ Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. Большой опыт в организации персональных продаж. 2. Высокий уровень организации управленческого учета. 3. Наличие высококвалифицированного производственного персонала. 4. Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования. 1. Недостаточный уровень клиентского сервиса. 2. Недостаточный уровень развития каналов товародвижения. 3. Средняя позиция в доле рынка. 4. Неадекватный рыночной ситуации стиль руководства и структуры компании. 5. Отсутствие системы стратегического планирования.
Возможности (О) SO-стратегия WO-стратегия

 

Продолжение табл. 5.15

1. Расширение рынка образовательных услуг за счет старшего поколения. 2. Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе. 3. Увеличение покупательской способности населения. 4. Увеличение количества предпринимательских структур. 1. Расширение номенклатуры бумажно-беловых товаров. 2. Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей бумажно–беловой продукции. 3. Увеличение производственных мощностей по изготовлению журнальной продукции. 1. Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности компании. 2. Создание единой службы маркетинга на предприятии. 3. Увеличение рыночной доли компании за счет создания новых товаров и завоевания новых сегментов рынка.
Угрозы (T) ST-страте гии WT-стратегии
1. Замедление темпов экономического развития. 2. Увеличение налогового процесса. 3. Рост цен на целлюлозу в связи с сокращением площадей лесов и изменением экологической ситуации. 4. Развитие технологии электронных коммуникаций. 1. Создание системы учета и снижения затрат. 2. Применение сырья из искусственной целлюлозы. 3. Создание системы электронных продаж. 1. Расширение каналов товародвижения. 2. Создание системы обратной связи с клиентами компании. 3. Развитие технологий и продуктов без использования бумажного сырья.

На примере табл. составьте матрицу SWOT-анализа для вашей организации с выделением перечня первоочередных мероприятий, которые необходимо провести для совершенствования системы маркетинга.

5. Предположим, вы продумываете о приобретении в собственность некоего производственного предприятия и об управлении им. Вы проделали тщательный предварительный анализ и в результате хорошо представляете себе картину делового и финансового состояния фирмы. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

· завод и оборудование устарели и требуют особой заботы;

· за вычетом стоимости приобретения фирмы у вас останется в обрез средств для пополнения производственных фондов;

· существующее руководство, достающееся вам в наследство, весьма почтенного возраста, но имеет многолетний опыт работы в этой области;

· лично у вас имеется годичный опыт работы в данной области экономики;

· товары, производимые фирмой, соответствуют запросам широких слоев потребителей, но будет нужно серьезно поработать над системой распределения и реализации товара.

Вопросы

1. Изложите результаты вашего анализа в порядке их убывающей важности, присвоив каждому из них определенный ранг значимости от «5» (наименее важный) до «1» (самый важный).

2. Исходя из результатов анализа и их ранжирования, решите, возьметесь ли вы за это дело. Назовите все факторы «за» и «против» для обоснования вашего ответа.

3. Что вы предпримите в первую очередь, если возьметесь за это дело?

6. Фирма производит и продает клеящие вещества для различных отраслей-потребителей этой продукции:

А – легкая промышленность;

Б – промышленность синтетических материалов;

В – производство стали;

Г – изготовление спортивного инвентаря.

С позиции оценки привлекательности каждой из упомянутых отраслей (размер рынка, перспективы его роста, норма прибыли, уровень риска и так далее) они были охарактеризованы следующим образом:

Б – наиболее перспективная;

Г – весьма привлекательна (выше среднего уровня);

А – привлекательна немного меньше среднего уровня;

В – весьма не привлекательна.

Оценка сравнительной конкурентоспособности продукции данной фирмы в отношении конкурирующих товаров на конкретных отраслевых рынках дала результаты:

Б – позиция фирмы в отрасли наиболее хорошая;

А – позиция фирмы лучше средней;

В – позиция фирмы несколько хуже средней;

Г – позиция фирмы одна из наихудших среди конкурентов. Доли объема продаж по каждому отраслевому сегменту составляют в общем достигнутом обороте фирмы:

А – 45%, Г – 30%, Б – 15%, В – 10%.

Вопросы

1. Заполните матрицу позиционирования товаров фирмы по предлагаемой модели (см. рис. 5.2), обозначив в соответствии с осями координат каждый отраслевой сегмент рынка как круг с диаметром, соответствующим величине доли в объеме продаж фирмы и соответствующим буквенным обозначением.

 

Привлекательность рынка +    
-    
    + -
Позиция фирмы в сегменте рынка

Рис. 5.2. Матрица позиционирования товаров фирмы

 

2. Какие стратегические выводы в отношении поведения фирмы в каждом из отраслевых сегментов рынка можно сделать, опираясь на оценки, вытекающие из заполненной вами матрицы?

Варианты выводов: укрепление позиций, форсирование рынка, участие без особых усилий, радикальное улучшение, уход с рынка и другое.

3. Отобразите графически принятые вами решения относительно каждого сегмента рынка на матрице.

7. Постройте программу позиционирования для вашей организации.

Пояснение к решению ситуационной задачи. В программе надо представить цели, принципы и факторы создания системы позиционирования. Выделить основные направления разработки концепции позиционирования с учетом современных требований рынка. Представить схему технологии позиционирования для формирования конкурентных преимуществ в целевых сегментах сбыта. Отразить принципы позиционирования в области: создания эффективных коммуникаций распределения и продвижения товара, услуги; увеличения рыночной доли и корпоративного влияния в товарной нише; формирования позитивного общественного мнения. Вместе с тем следует акцентировать внимание на необходимости соблюдения принципа лояльности, интегрирующего элементы стимула и побуждения покупки.

8. Сформулируйте цели маркетинга для вашей организации.

Пояснение к решению ситуационной задачи. Существует несколько функциональных областей, для которых предприятие должно сформулировать свои цели. Цели бизнеса, относящиеся к маркетинговой области таковы:

· объем продажа – наиболее часто встречающийся целевой показатель, измеряется как в натуральных единицах, так и в денежном выражении;

· маржинальная прибыль (вклад в покрытие прибыли) – это объем продаж за какой-либо период времени за вычетом прямых издержек на производство продукции;

· доля рынка – объем продаж фирмы, поделенный на общий объем продаж на рынке, измеряется как в натуральных единицах, так и в денежном выражении;

· уровень удержания потребителей – процентное отношение числа покупателей, совершивших покупки в пошедшем году, к числу тех, кто приобретал продукцию в текущем году (главным образом для корпоративных потребителей).

Возможна также постановка неэкономических целей (общественная полезность выполнение социальных программ и так далее).

9. Выявите ключевые факторы успеха (КФУ) по виду вашего бизнеса.

Пояснение к решению ситуационной задачи. После выявления взаимосвязей между функциональными видами деятельности и прибыльностью отдельных товаров, необходимо определить ключевые факторы успеха (КФУ) по товарным группам. К процессу определения можно привлечь наиболее компетентных специалистов продавцов, плотно контактирующих с клиентами. В сложных случаях целесообразно провести отдельное маркетинговое исследование.

Ключевые факторы успеха – это базовые внутренние и внешние условия деятельности, от которых зависит успех предприятия.

В примере с фирмой, производящей сельхозтехнику и запчасти к ней для предприятий агропромышленного комплекса ситуация будет следующая (см. табл. 5.16).

 

 

Табл. 5.16