Анализ условий эксплуатации эл. установок НПС

На надежность работы СД (СТД ,СТДП) наибольшее влияние оказывают отказы двигателей при выпадании из синхронизма при глубоких кратковременных понижениях напряжения сети. Вторым по значимости фактором влияющем на надежность являются отказы в системе возбуждения СД, это выход из строя цепи возбуждения, щеток и контактных колец, часто двигатель останавливается из-за перегрева подшипников, контактных соединений, пробоя клемной колодки выводов статора. Имеют место случаи пробоя изоляции статорных и роторных обмоток ЭД из-за механических повреждений обмоток. На показатели надежности двигателя в процессе эксплуатации влияют колебания частоты и напряжений сети, приводящие к перегреву обмоток, увеличению скольжения у АД и уменьшению КПД, кроме того на надежность элементов ЭД оказывают влияние условия пуска и самозапуска ЭД. Внутренние причины отказа двигателя состоят из следующих составляющих:

неисправность возбудителя – около 20%

дефекты подшипникового узла – около 20%

поломки токосъемных колец – около 8-10%

дефекты клемных колодок – 4-8%

пробой изоляции обмоток статора и ротора – 20-25%

механические разрушения конструкции – около 10%

остальные причины, в том числе механический и тепловой дисбаланс – 14-18%

Экспериментально установлено, что наработка на отказ обмотки статора составляет около 50000ч., обмотки ротора – около 30000ч., щеточно-контактного узла – около 15000ч. Глубокие колебания напряжения в сети или кратковременные перерывы питания приводит к перенапряжениям при повторных запусках и к ускорению разрушения изоляции обмоток двигателя.

Наиболее весомыми из показателей качества электроэнергии для ЭД является частота и напряжение, оказывающие влияние на эффективность эксплуатации двигателя. Допускаются отклонения частоты от номинальной на ±0,1 Гц и напряжение от -5 до +10% от номинального значения, но частота двигателя изменяется в зависимости от времени суток. Повышение частоты тока в ночное время приводит к увеличению подачи насосных агрегатов. Колебания напряжения в течении суток приводит к изменению потребления активной и реактивной мощностей. Самозапуск ЭД магистральных насосов имеет ту особенность, что запускается группа ЭД, после исчезновения напряжения или его глубокой посадки на НПС осуществляется групповой выбег находившихся в работе насосных агрегатов. Режим группового выбега агрегатов оказывает влияние на формирование волн возмущения давления в трубопроводе. В зависимости от длительности перерыва электроснабжения самозапуск может быть успешным или нет. Не успешным считается самозапуск в случае когда возникает возмущение давления, распространяющейся по линейной части, что приведет к срабатыванию технологических защит. Это может быть даже при успешном вхождении в режим насосного агрегата. Осевой сдвиг ротора ЭД СТД в процессе эксплуатации в большинстве случаев приводит к аварийным состояниям и срабатыванию агрегатной защиты. Не плановые остановки нарушают режим работы нефтепровода и снижают его производительность. В большинстве случаев осевой сдвиг ротора ЭД происходит в сторону возбудителя непосредственно в момент пуска, причиной осевого сдвига ротора ЭД является не совпадение магнитных осей ротора и статора двигателя из-за не качественной сборки двигателя, монтажа агрегата, оседание фундамента и нарушение центровки роторов ЭД и насоса.