Бюджетный дефицит: причины возникновения, пути преодоления.
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. На практике добиться такого положения очень сложно.
Бюджетным неравновесием,когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета)
Причины тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, приписки, хищения и т. п.). Но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.
Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита — это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — это, собственное производство денег (способствует росту инфляции).
Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг.Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг— это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.
На объем и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Преодолеть тяготы внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет политическая воля руководства. Если оно твердо взяло курс на приоритетное развитие национального производства и полностью отказывается от внешних долгов как формы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен.
Внутренний государственный долг— это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Н евозможно полностью погасить внутренний долг. Лучше говорить об эффективном управлении внутренним долгом.На практике используют три основных способа финансирования бюджетного дефицита: а) кредитно-денежная эмиссия (минетизация бюджета); б) выпуск облигационных займов; в) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
Последствия бюджетного дефицита и государственного долга. 1) выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, становится еще богаче. 2)повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т. д., а также усилить социальную напряженность в обществе. 3)существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж. 4)рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.