Бюджетный дефицит: причины возникновения, пути преодоления.

Госбюджет построен на соот­ношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптималь­ным будет такой бюджет, который предполагает равенство до­ходов и расходов. На практике добиться такого положения очень сложно.

Бюджетным неравновесием,когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда дохо­ды превышают расходы (профицит бюджета)

Причины тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, приписки, хищения и т. п.). Но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита — это государственные займы и ужесто­чение налогообложения. Но есть и третий способ, предусмат­ривающий увеличение денежной массы в обращении, — это, собственное производство денег (способствует росту инф­ляции).

Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефици­тов образует государственный долг.Различают внешний и внут­ренний государственный долг.

Внешний государственный долг— это долг данного государ­ства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.

На объем и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Преодолеть тяго­ты внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет политическая воля руководства. Если оно твер­до взяло курс на приоритетное развитие национального произ­водства и полностью отказывается от внешних долгов как фор­мы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен.

Внутренний государственный долг— это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полу­ченных правительством, государственных займов, осуществ­ленных посредством выпуска ценных бумаг от имени прави­тельства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Н евозможно полностью погасить внутренний долг. Лучше говорить об эффективном управлении внутренним долгом.На практике используют три основных способа финансирования бюджетного дефицита: а) кредитно-денежная эмиссия (минетизация бюджета); б) выпуск облигационных займов; в) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Последствия бюджетного дефицита и государственного долга. 1) выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государ­ственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к бо­лее обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, стано­вится еще богаче. 2)повышение ставок налогов (как средство вып­латы государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискован­ные программы и т. д., а также усилить социальную напряжен­ность в обществе. 3)существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внут­ри страны продукта за рубеж. 4)рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.