Билет № 22.Принципиальная электрическая схема стрельбы АЗП – 23М

Электрическая цепь стрельбы АЗП – 23М (рис. 9 - 2) питается напряжением + 27, 5 ± 1,0 вольт постоянного тока от бортовой сети гусеничного самохода.

 

Исходное положение органов управления:

· тумблер ВКС (цепь стрельбы) – выключен;

· тумблер АС (аварийная стрельба) – выключен;

· автоматы защиты сети (АЗС) ВКВ и ВКН (стрельба верхних авт., стрельба нижних авт.) – выключены;

· переключатели ПП1 - ПП4 (переключатели пиропатронов) – в положении “о”;

· тумблер К – ОП (командир - оператор) – в положении “командир”;

· тумблер ТБ на рукоятке огня (включение охлаждения) – выключен;

· тумблер ТШ (шунт СРП) – в положении “СРП’;

· переключатель ПОУ (ограничение углов) – в положении “выкл.”.

При включении напряжения 27, 5 ± 1 В и при разомкнутых контактах КБЛ (контакт блокировки люка водителя) через размыкающие контакты реле РБ 2 напряжение 27, 5 В подаётся на сигнальную лампу ЛСЛ (лампа сигнализации положения люка водителя), расположенную на пульте командира. Лампа ЛСЛ загорается, сигнализируя об открытом люке водителя.

При разомкнутых КУ (контакты микровыключателя) датчика уровня охлаждающей жидкости (уровень жидкости соответствует норме) цепь питания лампочки ЛН4 (уровень ОЖ) разомкнута.

Перед стрельбой командир установки включает тумблер ВКС, подавая питание на электрическую цепь стрельбы. При этом загорается сигнальная лампа ЛС (включения цепи стрельбы).

Одновременно подаётся питание на реле РВ 2 и Р 6, которые подготавливают схему для двухступенчатого включения электродвигателя насоса охлаждения.

Командир также включает АЗС, ВКВ и ВКН.

Для ведения стрельбы необходимо взвести подвижные части автомата (т. е. произвести заряжание).

Электрической схемой предусмотрена возможность пирозаряжания. Пирозаряжание осуществляется в следующей последовательности:


Необходимо произвести проверку наличия пиропатрона. Для чего, поочерёдно устанавливая переключатели цепи пиропатронов ПП1 - ПП4 в положения 3, 2, 1 нажать соответствующие кнопки пирозаряжания КП1 - КП4. При этом напряжение через размыкающие контакты кнопки пирозаряжание общее КПО, обмотку реле Р8, контакты кнопки КП1 - КП4 и контакты переключателя ПП1 - ПП4 подаётся на пиропатрон. При наличии пиропатрона реле Р8 сработает, замкнёт свои замыкающие контакты в цепи лампы сигнализации наличия пиропатрона ЛСП, которая загорается.

1. Убедившись в наличии пиропатрона, можно произвести пирозаряжание. Для чего необходимо нажать одновременно две кнопки: кнопку КПО и кнопку КП1 - КП4. При нажатии кнопки КПО срабатывает реле Р10, которое замыкает свои замыкающие контакты в цепях питания пиропатронов. При нажатии кнопки КП1 - КП4 напряжение 27, 5 В через контур из резистора R29 и конденсатор С9, размыкающие контакты реле Р1 - Р4, через замыкающие контакты реле Р10, через переключатель ПП1 - ПП4 подаётся на пиропатрон, который срабатывает. При этом пороховые газы поступают в пироцилиндр и, воздействуя на поршень пироцилиндра, производят отброс подвижных частей автомата на шептало.

При постановке подвижных частей на шептало, замыкаются контакты датчика готовности автомата ДГ1 - ДГ4, на обмотки реле Р16 - Р19 подаётся напряжение питания, при этом горят сигнальные лампы готовности автоматов ЛСГ1 - ЛСГ4, включенные через замыкающие контакты реле Р16 - Р19, цепи питания реле Р1 - Р4 разомкнуты.

Для исключения возможности ведения стрельбы из автоматов без включения электродвигателя системы охлаждения в цепи стрельбы предусмотрена автоблокировка с системой охлаждения. В связи с этим система охлаждения начинает свою работу раньше открытия огня.

Включать систему охлаждения необходимо при достаточном количестве охлаждающей жидкости в баке (рис. 4 - 6). В баке системы охлаждения имеется поплавок 2, который через рычаг 4 воздействует на микровыключатель 8. Микровыключатель датчика уровня ОЖ КУ (рис. 8 - 2) срабатывает при понижении уровня ОЖ на 250 – 300 мм относительно нижней риски водомерного стекла бака. При срабатывании микровыключателя КУ замыкается цепь питания лампы ЛП – 4 (уровень ОЖ), сигнализирующей о понижении уровня ОЖ ниже нормального.

Для регистрации количества оставшихся патронов в патронных коробках АЗП – 23М служат счётчики остатка патронов СП1 – СП4, расположенные на пульте командира.

Огонь ведёт командир с рукоятки гоня или оператор поиска с рукояток управления или педали спуска.

Для открытия огня необходимо на рукоятке огня включить тумблер ТБ (охлаждение), при этом напряжение + 27, 5 В подаётся на обмотку контактора КО (контактор 1 – ой ступени пуска двигателя охлаждения).

Контактор КО срабатывает, подаёт питание на электродвигатель насоса охлаждения через пусковое сопротивление Rп и на обмотку реле Р5.

Реле 5, сработав, размыкающими контактами отключает цепь питания реле времени РВ2, имеющего выдержку времени на отпускание ~ 0, 3 сек.

Время отпускания реле РВ2 определяет время разгона двигателя насоса на первой ступени.

Реле РВ2 через ~ 0, 3 сек после снятия напряжения с его обмотки своими замыкающими контактами размыкает цепь питания реле 6, которое отключается, и размыкающими контактами включает контактор 2 – ой ступени пуска двигателя охлаждения ККП.

Контактор ККП, сработав, шунтирует пусковое сопротивление Rп, двигатель насоса охлаждения разгоняется до номинального числа оборотов.

О нормальной работе системы охлаждения сигнализирует лампа сигнализации пуска двигателя охлаждения ЛСО. Лампа ЛСО включена через замыкающие контакты реле Р15, включенного параллельно двигателю системы охлаждения (ДО).

Реле Р15 своими замыкающими контактами замыкает цепь питания контактора стрельбы КС, реле времени РВ1 и лампы сигнализации контроля блокировок ЛКБ.

При нажатии спускового крючка на рукоятке огня замыкаются контакты микровыключателя управления стрельбой ТО (огонь).

Через переключатель К – ОП, тумблер ТБ (охлаждение), микровыключатель ТО, переключатель К – ОП, тумблер АС (аварийная стрельба), контакты БК (блок – контакт СРП), размыкающие контакты реле РБ1 (блокировки ограничения углов), замыкающие контакты реле Р 15 и РБ 2 (реле блокировки люка водителя), тумблер АС подаётся питание + 27, 5 В на контактор стрельбы КС, реле РВ 1 и лампу ЛКБ. При стрельбе необходимо, чтобы люк механика – водителя был закрыт, т.е. замыкающие контакты и тумблер ТШ (шунт - СРП) на пульте командира стоял в положении “шунт”.

Через замыкающие контакты контактора КС подаётся + 27, 5 В одновременно на все электроспуски ЭЛСП. При этом ток проходит по цепи: + 27,5 В предохранитель П 5, контакты контактора КС, АЗС ВКВ и ВКН, катушки электроспусков, корпус.

Сработав, электроспуски освобождают подвижные части автоматов, происходит стрельба.

При движении подвижных частей вперёд размыкаются контакты датчиков готовности ДГ 1 - ДГ 4, реле Р 16 – Р 19 обесточиваются и через замыкающие контакты реле РВ 1, размыкающие контакты реле Р 16 - Р 19 питание подаётся на обмотку реле Р 1 - Р 4.

Реле Р1 - Р4, сработав, через одну пару своих замыкающих контактов самоблокируется, а другой парой замыкающих контактов подготавливают цепь включения счётчиков остатка патронов СП1 - СП4. После выстрела, при движении подвижных частей автоматов в заднее положение, контакты датчиков готовности ДГ1 - ДГ4 замыкаются и подают + 27, 5 В на реле Р16 – Р 19.

Реле Р16 – Р19 срабатывают и замыкающими контактами подают напряжение + 27, 5 В на катушки электромагнитов счётчиков остатка патронов СП1 - СП4. После размыкания контактов датчиков готовности ДГ1 - ДГ4, конденсаторы С1 - С4 разряжаются на обмотки реле Р16 - Р19, создавая выдержку времени при их отключении, в течении которой счётчики остатка патронов СП1 - СП4 остаются подключенными к источнику напряжения + 27, 5В.

Таким образом, срабатывание счётчиков СП происходит после каждого выстрела.

Счётчики показывают на своих циферблатах количество патронов, оставшихся в патронных коробках.

При прекращении огня обесточивается контактор стрельбы КС и реле РВ1.Реле РВ 1 разрывает своими замыкающими контактами цепи питания реле Р1 - Р4, которые отключают счётчики патронов СП1 - СП4.

Наряду с одновременной стрельбой всех автоматов на АЗП – 23М предусмотрена возможность стрельбы отдельно из двух нижних или двух верхних автоматов; это достигается отключением соответствующих электроспусков АЗС ВКВ и ВКН.

При срабатывании реле РВ1 начинает работать “прерыватель”, состоящий из реле Р25, Р26 и конденсаторов С7, С8.

Через замыкающиеся с частотой порядка 30 Гц замыкающие контакты реле Р26 получают питание две индукционные катушки Б1 и Б2.

ЭДС вторичных обмоток индукционных катушек подаётся к искровым промежуткам ПИ1 и ПИ2, в которых создаётся искрение для поджига газовоздушной смеси образуется между стержнями (высоковольтными выводами) катушек и металлическими кронштейнами, установленными на люльках.

Для ведения огня оператором поиска – наводчика командир на ПК переключает переключатель К – ОП (командир - оператор) в положение оператор.

Оператор при ведении огня с рукояток управления блока Т55 (КБ1, КО1) переключатель ПО (кнопка - педаль) блока Т 36 ставит в положение кнопка, при ведении огня с педали спуска – в положение педаль.

В этих случаях запуск электродвигателя насоса охлаждения ДО и питание на контактор стрельбы КС осуществляются по тем же электроцепям через переключатель ПО.

В случае задержки на каком – либо автомате или при израсходовании боеприпасов, когда подвижные части останутся в переднем положении, сигнальная лампочка ЛСГ данного автомата погаснет.

В электрической схеме предусмотрены автоблокировки стрельбы.

1. Автоблокировка стрельбы по углам возвышения в пределах от 5° до 40°.

Нужный угол ограничения устанавливается командиром установки с помощью переключателя ограничение углов (ПОУ) на ПК.

При повороте люлек на этот угол замыкаются соответствующие контакты контактного устройства КАУ, которые включают реле блокировки РБ1. Реле РБ1 размыкает свои размыкающие контакты в цепи питания контактора стрельбы КС. Стрельба прекращается.

2.Блокировка стрельбы с люком механика – водителя.

Блокировка исключает ведение огня приоткрытом люке механика – водителя.

При открывании люка срабатывает микровыключатель КБЛ, обесточивая реле блокировки РБ2; последнее размыкает цепь стрельбы.

Лампа ЛСЛ (люк открыт), расположенная на ПК, сигнализирует о положении люка.

2. Блокировка стрельбы с системой охлаждения стволов.

Блокировка необходима для исключения возможности ведения стрельбы из автоматов при неработающем двигателе ДО системы охлаждения.

Обмотка реле Р15 через размыкающие контакты реле Р6 включена непосредственно на клемму электродвигателя насоса охлаждения.

Размыкающие контакты реле Р6 замыкаются через 0, 3 сек после включения контактора КО. При этом срабатывает контактор ККП, который шунтирует пусковое сопротивление Rп и на двигатель ДО системы охлаждения подаётся полное напряжение питания . Реле Р15 срабатывает и замыкает замыкающие контакты в цепи стрельбы и лампы ЛСО. Лампа ЛСО сигнализирует о включении двигателя ДО на полное напряжение питания.

3. Блокировка стрельбы со счётно – решающим прибором.

С помощью этой блокировки производится автоматическое открытие огня при заранее нажатом микровыключателе огонь, как только цель входит в зону поражения, и автоматическое прекращение огня при выходе её из зоны поражения.

Реле указанной блокировки смонтировано в СРП. При необходимости данная блокировка может быть зашунтирована тумблером ТШ (шунт - СРП), расположенным на ПК.

4. Аварийная стрельба.

Электрическая схема предусматривает аварийное ведение стрельбы в случае, если какая – либо из блокировок вышла из строя. (Лампа сигнализации контроля блокировки ЛКБ не загорается).

Для аварийного ведения стрельбы необходимо при включенном тумблере ВКС (цель стрельбы) включить тумблер АС (аварийная стрельба) и вести огонь с рукоятки огонь (ТБ, ТО) или рукояток управления (КБ1, КО1) или педали спуска (КБ2, КО2) .

5. Блокировка гидропривода со стопором качающейся части АЗП – 23М.

Блокировка гидропривода (рис. 2 - 28) служит для исключения возможности включения последнего при застопоренной качающейся части АЗП – 23М .

6. Блокировка силовых приводов наведения с дверкой звеньесборника.

Служит для искдючения возможности включения последнего при открытой дверке звеньесборника.

На коробке 4 (рис. 2 - 1) смонтирован микровыключатель, который размыкается при открывании дверки звеньесборника и разрывает цепь включения ДСО – 20. Микровыключатель соединяется кабелем с распределительным щитом.

7. Устройство блокирующее.

Служит для стопорения башни и автоматического размыкания электрической цепи управления пуском приводного электродвигателя силовых приводов наведения с целью исключения возможности его пуска при застопоренной башне.

В устройство блокирующее входят (рис. 2 - 28): корпус стопора 2, фиксатор зубчатый 1, кабель стопора ГГП (гидропривод горизонтального наведения), включатель 4.

При стопорении фиксатор зубчатый 1 освобождает шарик включателя 4, который становится в исходное положение. При этом размыкаются контакты указанного включателя, находящиеся в цепи управления пуском приводного электродвигателя силовых приводов наведения.