SWOT-анализ внутренней среды гостиничного предприятия

 

SWOT-анализ – это оценка сильных и слабых сторон предприятия (табл. 2) по отношению к возможностям и угрозам внешней среды (табл. 3).

Таблица 2

Оценка сильных и слабых сторон предприятия при SWOT-анализе

 

Сильные стороны Слабые стороны
Система распределения
Опытные руководители, профессиональные менеджеры Недостаточный собственный опыт рекламы и продвижения продукции
Наличие запасов готовой продукции
Анализ потребностей покупателя
Создание сети сервисных центров
Организация обучения специалистов, дилеров и потребителей Необходимость риска
Накопление опыта работы по различным формам платежей
Накопление опыта продаж и создание базы данных о клиентах  
Собственная продукция предприятия
Возможность производства продукции в соответствии со специфическими пожеланиями заказчика Отсутствует возможность влиять на поставщиков комплектующих
Перспективное планирование объёмов производства
Отсутствие экологических загрязнений
Наличие запаса комплектующих Слабая техническая оснащённость
Получение добавленной стоимости при производстве
Собственный инжиниринг  
Собственная технология предприятия
Возможность модифицировать производимую продукцию Постоянные инженерные изыскания
Сертификация продукции
Собственное «ноу-хау» При обновлении отраслевых требований сертификация продукции
Оригинальные инженерные решения Отсутствие международного сертификата
Собственные финансовые средства предприятия
Финансовая независимость Недостаточность оборотных активов для оперативного реагирования на повышение спроса
Финансовое положение компании не требует антикризисного управления
Организация управления предприятия
Мобильная реакция на объективность изменения формы управления предприятием Высшее руководство распределяет ресурсы и кадры
Создание квалифицированных групп специалистов
Имидж предприятия
Высокий уровень гарантийного обслуживания Выполнение сроков и принятых обязательств при минимальной или нулевой прибыли
Точные сроки выполнения договорных обязательств
Известность торговой марки предприятия-фирмы

 

Использование SWOT-анализа в маркетинге имеет место, как правило, для определения проблем и возможностей организации на рынке и расширения возможностей взаимодействия с внешней средой. SWOT-анализ – это экспертиза внутренних сил (strengths) и слабостей (weakness) организации и возможностей (oportunities) и угроз (threats) внешней среды.

 

Таблица 3

Оценка возможностей и угроз при SWOT-анализе

 

Возможности Угрозы
Общество
Расширение рынков сбыта Изменение политической ситуации
  Незастрахованность бизнеса
Тенденции развития рынка
Выход на нетрадиционный рынок модификации товарной политики Принятие новых стандартов
Расширение услуг сервиса  
Конкуренты
Демпинговые цены нового поколения Производство продукции нового поколения
Ухудшение позиций некоторых конкурентов из-за неудовлетворительного менеджмента и качества продукции Снижение цены конкурентов
Распределение
Растущая потребность в данной продукции Высокая коррумпированность чиновников, ответственных за принятие решений при закупках
Подъём экономики, увеличение спроса Риск при оценке платёжеспособности потребителей
Активный рост числа предприятий, желающих стать дилерами
Потребители
Выход на новые сегменты рынка Принятие решений о централизованных закупках продукции у определённого производителя
Производство продукции на уровне международных стандартов
Технология
Производственная модификация Преодоление морального устаревания продукции
Расширение НИОКР Отсутствие инвестиций
Снабжение
Выход на частичное производство собственных комплектующих Нестабильность, неритмичность поставок
Создание запасов комплектующих

 

По своей сути он характеризует: силы – преимущества организации, слабости – недостатки организации, возможности – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке.

После того как составлен кон­кретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рис. 8).

 

  Возможности 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны 1. 2. 3. ПОЛЕ "СИВ"   ПОЛЕ "СИУ"  
Слабые стороны 1. 2. 3. ПОЛЕ "СЛВ"   ПОЛЕ "СЛУ"  

 

Рис. 8. Матрица SWOT

 

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые сторо­ны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угро­зы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каж­дом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возмож­ные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учте­ны при разработке стратегии поведения организации (табл.4 ).

Из SWOT – анализа видно, что гостиничное предприятие обладает достаточно устойчивыми финансовыми ресурсами, которые позволяют ему проводить как внутренний ремонт и реконструкцию, так и реформу внутреннего управления персоналом. В то же время неповоротливая организация высшего менеджмента не позволяет гостинице оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей гостиничных услуг и в долгосрочной перспективе это может привести к неблагоприятным последствиям для организации в целом. В данной ситуации проведение исследований, касающихся выяснения потребительских предпочтений и анализа качества гостиничных услуг является наиболее актуальным.

SWOT-анализ используется как общий инструмент на предварительных стадиях принятия решений и предшествует перспективному планированию. Принятие решений должно содержать каждый из следующих элементов:

- формирование сил,

- уменьшение слабостей,

- использование возможностей,

- противодействие угрозам.

SWOT-анализ должен проводиться часто, исходя из необходимости оценки рыночной ситуации.

SWOT-анализ используется как общий инструмент на предварительных стадиях принятия решений и предшествует перспективному планированию. Принятие решений должно содержать каждый из следующих элементов:

- формирование сил,

- уменьшение слабостей,

- использование возможностей,

- противодействие угрозам.

SWOT-анализ должен проводиться часто, исходя из необходимости оценки рыночной ситуации.

Таблица 4

Пример SWOT анализа гостиничного предприятия

 

  ВОЗМОЖНОСТИ 1.Рост деловой активности, увеличение турпотока, которое приведёт к увеличению спроса на рынке. 2. Включение компании в глобальную гостиничную цепь УГРОЗЫ 1. Сворачивание деловой активности по причине глобальных изменений внешней среды. 2. Вход на рынок агрессивного сетевого игрока (ов) и строительство им новой гостиницы
  ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Крайне привлекательное расположение гостиницы. 2. Номерной фонд гостиницы отвечает международным требованиям, предъявляемым гостиницам этого класса 3. Устойчивые связи с туроператорами, обеспечивающими въездной туризм. 4. Наличие достаточных финансовых ресурсов для реконструкции. 5. Широкая известность гостиницы. 6. Наличие большого опыта у высшего менеджмента предприятия. 7. Возможность предоставления комплексного экскурсионного обслуживания. 1. Расширение сети за счёт аренды (менеджмент выкупа) других гостиниц, в т.ч. на побережье. 2. Возможность полной смены сегмента рынка одной из гостиниц. 1. Ведение переговоров с представителями гостиничной цепи о возможных формах сотрудничества (аренда). 2. Лоббирование в мэрии и прессе с целью повышения входных барьеров для нового строительства гостиниц в центре города.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Отсутствие собственной сети развлекательных заведений и сети питания. 2. Неудовлетворительное соотношение площади номерного фонда к общей площади гостиницы, вследствие чего возникает высокий уровень постоянных затрат на 1 м2. площади номерного фонда. 3. Репутация «дома свиданий». 4. Неповоротливая организация управления, неоперативность управления, неумение работать с постоянными клиентами. 5. Текучесть кадров, недостаток дипломированных специалистов. 1. Создание собственной сети кафе, ресторанов по истечению сроков аренды 2. Повышение ставок аренды на нежилых площадях гостиницы. 3. Наличие средств на изменение репутации. 4. Возможность проведения внутренних реформ управления 1. Отрицательный имидж «старой», «советской» гостиницы. 2. Усиление конкуренции со стороны более оперативно приспосабливающихся к изменениям потребительских предпочтений соперников.

Из этой аналитической конструкции вытекает несколько стратегических выводов.

SO-стратегия - строится на сильных сторонах организации с целью извлечения преимуществ из новых возможностей, появляющихся во внешнем окружении организации.

ST-стратегия - также строится на сильных сторонах организации с целью противостояния угрозам, появляющимся в её внешнем окружении.

WO-стратегия - связана с попытками минимизировать слабые стороны организации с целью извлечения преимуществ из внешних возможностей.

WT-стратегия - связана с попытками минимизировать как слабые стороны организации, так и угрозы, появляющиеся в её внешне окружении.