Десять правил управления переменами
По существу, эффективность управления изменениями в будущем десятилетии станет определяться двумя факторами: готовностью и способностью. «Десять правил управления переменами» представляют собой полезное руководство для менеджера, готовящегося проводить программу изменений в своей организации. Хотя и подразумевается определенная последовательность действий, ряд шагов может совершаться и одновременно. Правила с первого по четвертое обычно используются для того, чтобы повысить готовность организации к переменам, в то время как правила с пятого по девятое относятся к развитию способностей организации проводить перемены. Последнее правило показывает, как добиться долговременного эффекта от первых двух этапов и готовиться к новым переменам.
1. Анализируйте организацию и её потребность в изменениях.
Понять сильные качества и слабости организации, ее клиентов и конкурентов, ее структуру, элементы этой структуры и то, как организация взаимодействует с окружающей средой, необходимо прежде, чем начинать перемены.
2. Добейтесь общего видения и направления действий. Видение будущего - это образ того, чего должна достичь организация или какой она должна стать.
3. Порвите с прошлым.
4. Покажите, что перемены нельзя откладывать.
5. Найдите и поддержите сильного лидера.
6. Найдите спонсоров.
Легкость принятия перемен существенно зависит от того, кто их представляет организации и кто их поддерживает. «Менеджеры изменений», или «корпоративные предприниматели», работают в высоко политизированной обстановке. Им нужно вести «политические кампании», лоббировать, торговаться, проводить переговоры и совещания, сотрудничать и завоевывать голоса. Иными словами, идею необходимо правильно «продать»,
7. Разработайте план реализации.
План реализации - это способ трансформации видения в конкретные реализуемые на практике задачи. План реализации - это способ трансформации видения в конкретные реализуемые на практике задачи.
8. Создайте структуры поддержки.
Такими ключевыми подструктурами могут быть изменения практики найма на работу, программ обучения, принципов карьерного продвижения, оценки и стимулирования результатов работы или создания команд для решения специальных задач и т.д. Они помогают организации изменяться, создавая структуры и механизмы, которые поддерживают новый способ работы и демонстрируют серьезность намерений провести перемены, поскольку сотрудникам фирмы приходится действовать совсем иначе, чтобы выполнить свою работу и получить поощрение.
9. Налаживайте коммуникацию, привлекайте людей и будьте честными.
10. Отслеживайте, совершенствуйте и институционализируйте перемены.
Еще более сложная задача - это институционализация перемен, потому что в данном случае речь идет не о каком-то конкретном изменении, а о сознательной установке на постоянные перемены. Важная и трудная задача для руководителя - создать организацию, которая настроена на перемены, достаточно гибкую, чтобы реагировать на изменяющиеся требования внешней среды, и мотивированную бороться за постоянные улучшения.
ДОМА Одна недавно созданная телекоммуникационная компания решила бросить вызов лидерам своего рынка и поняла, что необходимое условие успеха - стать более гибкой, быстрее вводить инновации и успешнее адаптироваться, чем конкуренты. Она решила создать корпоративную культуру, которая бы приветствовала перемены, основанную на следующих принципах:
1. Мы действуем быстро. У работников есть полномочия для того, чтобы принимать решения и действовать. Исследования и отчеты должны быть сведены к минимуму.
2. Мы бросаем вызов традициям: изменяем все, что считается нормальным, обычным, ожидаемым.
3. Мы институционализируем перемены. Работники каждые два года меняют место работы, у нас нет организационных схем, должностных инструкций и деклараций о политике компании.
4. Мы поощряем инициативу. Работникам предоставляют полномочия и поручают ответственные задачи.
5. Нам нравится текучесть кадров. Когда люди «закисают» на своем рабочем месте, им нужно переходить на другую работу. Они могут вообще уйти в другую область или на время оставить компанию, а потом снова вернуться и при этом не потерять льгот.
6. Иногда мы приходим к выводу, что решать пока ничего не нужно. Иногда темп изменений становится таким быстрым, что лучше остановиться, осмотреться и подождать пока появится подходящая возможность или подходящая продукция.
7. Мы не притворяемся всезнайками. Мы знаем, что невозможно все и всегда делать безукоризненно. Мы неминуемо будем делать ошибки и на них учиться. Мы сторонники эгалитаризма.
8. Мы настаиваем на том, что работать нужно с радостью. Вы должны ощущать, что от вас что-то зависит.
9. Мы поощряем разнообразные стили мышления и сами варьируем их. Разнообразие персонала способствует инновациям.
10. Мы знаем, что нет ничего постоянного, кроме перемен. Мы знаем, что идея или организация начинает устаревать и «загнивать» с момента своего рождения.
11. Мы можем научиться от будущего большему, чем от прошлого. Представьте себя через пять лет и подумайте, что вам бы следовало сделать еще год назад.
Эти принципы демонстрируют ориентацию на то, чтобы сделать перемены основой ведения бизнеса. Применившая их организация не желала стать заложником организационных схем, процедур, персонала и установок, поддерживающих комфортную и рутинную обстановку. Наоборот, все, что делается в организации, должно быть направлено на постоянную готовность и способность к изменениям. Кому-то это может показаться не вполне практичным, но суть такой корпоративной культуры, ее дух - это постоянные перемены.