Висячие (вантовые) покрытия
В 1834 г. был изобретен проволочный трос, это означало появление конструктивного элемента, незаменимого во многих отраслях современной техники, что определяется его замечательными свойствами — высокой прочностью при малом весе, гибкостью, долговечностью. В строительстве проволочные тросы были впервые применены в качестве несущих элементов висячих мостов, а затем и в большепролетных висячих покрытиях.
В вантовых (тросовых) покрытиях основными несущими элементами являются гибкие тросы, ванты, цепи или кабели, а ограждением — конструкция заполнения (кровли). Висячие конструкции проектируют плоскостными или пространственными.
Впервые вантовые покрытия были сооружены В. Г. Шуховым в России (в Нижнем Новгороде) еще в 1896 г., но стали широко использоваться только с середины ХХ в. Постройка Рэлей-арены в США в 1952 г. наглядно продемонстрировала широкие возможности применения тросов в конструкциях покрытий.
Висячие покрытия оказываются наиболее экономичными по сравнению с другими конструкциями в тех случаях, когда требуется перекрывать средние и большие пролеты без внутренних опор. Уже существуют висячие покрытия пролетом до 130 м. На основе дальнейшего развития конструктивных форм покрытий пролеты могут быть еще больше. В висячих покрытиях на несущие элементы (тросы) расходуется примерно 5—6 кг стали на 1 м2 перекрываемой площади. Вантовые конструкции имеют высокую степень готовности; монтаж их, как правило, несложен и требует немного времени.
Наиболее обширная область применения висячих (вантовых) покрытий—общественные сооружения; эти конструкции целесообразно использовать также для производственных и складских зданий.
Типы вантовых систем (из одиночных тросов)
Различными способами стабилизации отдельных тросов можно создать вантовые системы различных типов. Для однопоясных систем необходимо устройство достаточно тяжелой конструкции покрытия; для двухпоясных и перекрестных систем можно принять легкие покрытия. Форма поверхности покрытия определяется принятым типом вантовой системы. При параллельном расположении отдельных тросов или тросовых ферм образуется поверхность одинарной кривизны; при радиальном их расположении либо при использовании перекрестной системы тросов — поверхность двоякой кривизны.
Особое значение имеетправильная оценка поведения вантовых конструкций при динамических воздействиях. Поэтому всегда следует представлять, в каком объеме должен быть выполнен аэродинамический расчет, чтобы исключить значительные колебания покрытия соответствующими конструктивными мероприятиями.
Вантовые покрытия одинарной кривизны с системой из одиночных тросов.Несущая конструкция покрытия состоит из параллельно расположенных растянутых элементов (тросов), образующих вогнутую поверхность. Для системы этого типа необходима тяжелая конструкция заполнения покрытия. Заполнение выполняют преимущественно из кессонированных сборных железобетонных плит; монолитный бетон применяют реже, в связи со сложностью и дороговизной устройства лесов и опалубки. Часто применяют заполнение из легкобетонных плит толщиной 50—60 см. При малых пролетах покрытия бетонное заполнение может быть без предварительного напряжения, так как растягивающие напряжения в бетоне от временных нагрузок невелики. При больших пролетах необходимо предварительное напряжение бетона для ограничения трещинообразования, одновременно ограничивается деформативность конструкции. В этом случае покрытие представляет собой вогнутую (висячую) предварительно-напряженную оболочку. Некоторые покрытия этого типа выполнены с предварительным напряжением также в продольном направлении, при этом вся конструкция покрытия совместно с бортовыми элементами работает как монолитная цилиндрическая оболочка.
Вантовые покрытия с параллельными одиночными тросами применяют для прямоугольных в плане зданий. Конструкции покрытия достаточно просты; основные его элементы одинакового размера. Такие покрытия можно возводить отдельными отсеками.
Вантовые покрытия двоякой кривизны
из одиночных тросов могут быть в плане различного очертания, чаще всего их выполняют с круговым планом. Растянутые элементы (тросы) располагают радиально, реже — по хордам. Круговое покрытие в форме вогнутой поверхности вращения ограничивается по контуру сжатым опорным кольцом. Радиальные тросы, усилия в которых одинаковы при равномерной нагрузке, прикрепляют в середине к растянутому центральному кольцу. Устанавливая в центре опору, получают шатровое вантовое покрытие.
Монтаж вантовых покрытий двоякой кривизны из одиночных тросов несложен и при заполнении из сборных плит не требует устройства лесов или подмостей; только для центрального кольца устраивают легкую временную опору. Предварительное напряжение покрытий этого типа создают либо натяжением тросов домкратами, либо пригрузкой. Такие покрытия можно выполнять только с внутренним водоотводом.
Типы вантовых систем (двухпоясные – тросовые фермы)
Вантовые покрытия можно применять для покрытий зданий практически любого очертания в плане. Геометрические формы покрытия могут быть самыми различными, в зависимости от принятого типа вантовой системы и от очертания опорного контура. Обычная форма вантового покрытия с гибкими тросами — вогнутая, провисающая; выпуклая форма может быть создана лишь при применении тросовых ферм с жесткими распорками либо систем перекрестных тросов. При некоторых конструктивных формах вантовые системы существенно отличаются от обычных железобетонных или легкобетонных покрытий характером своей статической работы: конструкция работает как висячая оболочка.
Двухпоясные вантовые системы одинарной кривизны. Несущие элементы таких систем состоят из несущего и стабилизирующего тросов, имеющих кривизну разного знака; покрытия по ним могут иметь небольшой вес 40— 60 кг/и2. Двухпоясные системы выполняют обычно в виде тросовых ферм, в которых несущий и стабилизирующий тросы связывают между собой стержнями круглого сечения или тросовыми растяжками.
Рис. 1- несущий трос, 2- стабилизирующий трос, 3-решетка
Наиболее широко применяют тросовые фермы с диагональной решеткой, обеспечивающей восприятие сдвигающих усилий. С этой же целью несущий и стабилизирующий тросы в фермах с вогнутыми поясами связывают между собой, посредине пролета.
Рис. Покрытие из тросовых ферм на прямоугольном плане
Двухпоясные системы двоякой кривизны.При конструировании таких систем вантовых покрытий используют те же принципиальные решения, что и для двухпоясных систем одинарной кривизны или покрытий двоякой кривизны из одиночных тросов; предварительное напряжение легкого заполнения покрытия не требуется.
Возможны комбинированные системы из радиальных и параллельных вантовых ферм.
Типы вантовых систем (перекрестные – тросовая сетка)
В качестве определяющих признаков различных конструктивных форм приняты кривизна поверхности покрытия и тип тросовой системы. Существуют покрытия одинарной и двоякой кривизны, а внутри этих двух классов—системы из одиночных тросов, двухпоясные системы (тросовые фермы) и перекрестные системы (тросовые сетки).
Эти системы образуются двумя взаимно ортогональными семействами параллельных тросов (несущих и стабилизирующих); поверхность покрытия при этом имеет седловидную форму.
Применение перекрестных систем дает архитекторам возможность создавать весьма разнообразные формы вантовых покрытий. Следует, однако, отметить, что эти формы не являются вполне произвольными, поскольку при заданном очертании плана и геометрии поверхности покрытия должны быть обеспечены определенные условия закрепления сетки по контуру. В ряде случаев, исходя из статических и архитектурных соображений, выбирают конструкцию опорного контура, которая определяет и геометрию покрытия.
Перекрестные вантовые системы сочетают с легким кровельным покрытием, в качестве которого часто применяют сборные плиты из легкого бетона или армоцемента.
Ввиду малого собственного веса покрытий из тросовых сеток существенное значение приобретает ветровая нагрузка. Испытания моделей показали, что при горизонтальном ветровом потоке в средней части седловидного покрытия возникает почти равномерное отрицательное давление (отсос), а у наветренных высоких краев покрытия — пики отрицательного давления. Существует опасность появления флаттера (динамической неустойчивости) таких покрытий, особенно при малой кривизне.
Рис. Конструктивные формы перекрестных вантовых систем (1- трос-подбор)
Конструкции этого типа характеризуются повышенной чувствительностью к температурным воздействиям. Для них опасны также динамические нагрузки, особенно при больших пролетах. Наличие ячеек разного размера способствует затуханию колебаний сетки, однако из практических соображений обычно применяют сетки с одинаковыми размерами ячеек.
При некоторых формах покрытий возможна замена жестких бортовых элементов тросовым подбором . Однако применение таких систем ограничено из-за повышенной деформативности, что надо специально учитывать при устройстве кровли. Предварительное напряжение тросовых сеток выполняется обычно напряжением тросов домкратами либо опусканием бортовых элементов (которые в этом случае должны иметь шарнирные устройства на опорах).
Прочие формы вантовых покрытий
Струнное покрытие состоит из параллельно расположенных стальных струн (диаметром до 5 мм), которые натягивают между жесткими (неподвижными) торцевыми конструкциями. Чтобы ограничить прогибы струн и предотвратить их поднятие при ветровом отсосе, струны подкрепляют в пролете балками или фермами, располагаемыми с шагом до 12 м. Такая конструкция] может быть использована для протяженных в плане покрытий железнодорожных платформ, складов и промышленных зданий.
Другой возможный тип конструкции покрытия — ортогональная тросово-балочная сетка, образованная семейством тросов и семейством перпендикулярных к ним жестких балок. Благодаря жесткости балок покрытию можно
придать в одном из направлений любую желаемую форму. При предварительном натяжении тросов создается конструкция, работающая аналогично перекрестной вантовой системе. Этот конструктивный принцип использован в покрытии олимпийского плавательного бассейна в Токио.
1— тросы; 2 — балки