ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

76. Что называют линией связи и углом связи, или ва­лентным углом? Как называют связь, которая обра­зуется перекрыванием электронных облаков вдоль ли­нии связи? Приведите примеры образования σ-связи.

77. Почему при наличии одной связи между атомами она может быть только σ-связью? При каких условиях об­разуются π-? Для всех ли форм электронных облаков возможно образование этих связей?

78. Приведите примеры молекул, которые содержат между соседними атомами: а) только σ-связи; б) одну σ- и одну π-связи, в) одну σ- и две π-связи. Сколько σ- и π-связей содержат молекулы: CC14, SO3, C2H4, C2H2?

79. Перечислите возможные типы гибридизации s- и p-ор­биталей. В каком из них гибридные орбитали по энер­гии и форме в наибольшей степени приближаются к исходной s- или p-орбитали?

80. Какие АО не могут участвовать в гибридизации? Воз­можна ли гибридизация орбиталей: а) 3p- и 4s-; б) 4s- и 5р-; в) 4s- и 4р-; е) 4s-, 4p- и 4d-? Почему?

81. Какое влияние оказывает не поделённая электронная пара на углы между связями? Как это можно объяс­нить? Почему угол НОН в молекуле Н2О меньше угла HNH в молекуле NH3?

82. Какую связь называют водородной и почему ее об­разуют только те атомы водорода, которые связаны с атомами наиболее электроотрицательных элементов? Назовите их.

83. Почему для молекул H2S и НС1 в отличие от Н2О и НF образование водородных связей не характерно?

84. Чем объяснить значительно более высокие температу­ры плавления и кипения воды и фтороводородной кис­лоты по сравнению с теми, которые должны соответст­вовать их молярным массам?

85. Покажите схемами два возможных механизма обра­зования ковалентной связи. При какой структуре элек­тронных оболочек атомов возможен тот и другой слу­чай? Влияет ли механизм образования ковалентной связи на ее свойства?

86. Какие атомы или ионы называют донорами и акцеп­торами электронных пар? Приведите примеры.

87. Кроме таких параметров, как энергия и длина связи, какими тремя свойствами характеризуется ковалентная связь? Что понимается под насыщаемостью ковалент­ной связи и чем она определяется?

88. Чем объясняется способность многих элементов к об­разованию числа связей, превышающего число неспа­ренных электронов в их атомах? Какое состояние ато­ма называют основным и возбужденным? Приведите примеры.

89. Сравните возможности промотирования электронов в атомах азота, кислорода и фтора с теми же воз­можностями в атомах аналогов по группе, например, фосфора, серы и хлора.

90. Сколько валентных электронов и валентных АО имеют атомы: С и Si; N и Р; О и S? Чему равна макси­мальная ковалентность элементов 2-го и 3-го пе­риодов?

91. На примере ряда соединений объясните, как влияет на устойчивость гибридного состояния центрального атома плотность гибридизируемых облаков. Ряд соединений: NH3 PH3 AsH3 SbH3.

92. Что такое sр3-гибридизация электронных облаков? Ка­кую пространственную конфигурацию имеют молекулы веществ с таким типом гибридизации? Приведите при­меры соответствующих соединений.

93. Какую ковалентную связь называют полярной? Что служит количественной мерой полярности ковалентной связи? Исходя из значений электроотрицательности атомов соответствующих элементов определите, какая из связей: HJ, JCl, BrF - наиболее полярна.

94. Распределите электроны атома серы по атомным ор­биталям. Сколько неспаренных электронов имеет атом серы в основном и возбужденном состояниях? Чему равна валентность серы, обусловленная неспа­ренными электронами?

95. Нарисуйте энергетическую схему образования моле­кулы He2 и молекулярного иона He по методу МО и объясните невозможность существования молекулы He2?

96. Какую химическую связь называют ионной? Каков ме­ханизм ее образования? Какие свойства ионной связи отличают ее от ковалентной? Приведите два примера типичных ионных соединений. Напишите электрон­ные уравнения превращения соответствующих ионов в нейтральные атомы.

97. Что следует понимать под степенью окисления ато­ма? Определите степень окисления атома углерода и его валентность, обусловленную числом неспаренных электронов, в соединениях СН4, СН3ОН, НСООН, СО2.

98. Какие силы молекулярного взаимодействия называют ориентационными, индукционными и дисперсион­ными? Когда возникают эти силы и какова их при­рода?

99. Нарисуйте энергетическую схему образования моле­кулярного иона Н и молекулы Н2 по методу моле­кулярных орбиталей. Где энергия связи больше? По­чему?

100. Нарисуйте энергетическую схему образования моле­кулы О2 по методу молекулярных орбиталей (МО). Как метод МО объясняет парамагнитные свойства мо­лекулы кислорода?