Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией.

Изучение миграции населения по выделенным миграционным потокам (это совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени) позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть данное явление в экономике отдельного региона и страны в целом.

Для анализа миграции рабочей силы применяются прямые и косвенные методы, включая различные показатели и коэффициенты, которые рассчитываются на 1000 человек населения, т.е. в промилле. Основными из них являются: число прибывших (Пм), число выбывших (Вм), сальдо миграции — разность между числом прибывших и выбывших (Пм — Вм). Абсолютные показатели миграции имеют ограниченные аналитические возможности, так как не показывают изменения процесса миграции. Поэтому исчисляются относительные величины — показатели интенсивности миграции. Они позволяют оценить интенсивность миграционных процессов для отдельных территорий и являются показателями, пригодными для временных пространственных сопоставлений.

Коэффициент прибытия (Кп) — это отношение числа прибывших за год (Пм) к среднегодовой численности населения Sт:

.

Коэффициент выбытия (Kв) — это отношение числа выбывших (Bм) за год к среднегодовой численности населения Sт:

Сальдо миграции, или коэффициент миграционного прироста населения (KМП) может быть положительным (+) или отрицательным (—). Положительный знак означает приток населения на данную территорию, отрицательный — отток:

Однако в этих показателях не учитываются различия в составе населения мест прибытия и выбытия, особенности структуры самих мигрантов. Для этого рассчитываются повозрастные коэффициенты интенсивности прибытия, выбытия, сальдо миграции.

Весьма важным является выяснениепричины миграции, т.е. какие условия, факторы способствуют усилению или снижению данного процесса. Обычно выделяют несколько групп, а именно: природно-климатические, демографические, этнические, социально-экономические и др.

Природно-климатические включают, как правило, экологические условия и экологические катастрофы. Оказывает .влияние привлекательность для отдельных групп мигрантов районов проживания с благоприятными климатическими условиями и т.д.

Наиболее важное значение имеют социально-экономические причинымиграции населения, которые характеризуют: размещение производства на территории того или иного региона; уровень экономического развития; размеры инвестиций; уровень развития инфраструктуры; возможность трудоустройства; возможность получения образования и жилья и т.д.

Будучи сложным процессом, миграция населения оказывает противоречивое влияние на социально-экономическое развитие страны. Это относится прежде всего к положению мигрантов, уровень безработицы среди которых выше, чем у коренных жителей того или иного региона. Приток мигрантов сопровождается увеличением нагрузки на социальную инфраструктуру, особенно городов, что приводит к значительному повышению цен на жилье. По некоторым оценкам, переход мигрантов в состав постоянного населения длится не менее 10 лет. В этой связи необходимо выделить меры, которые государство разрабатывает для снижения отрицательного воздействия миграционных процессов и их регулирования. В их основе находится политика Российской Федерации. Различают прямые и косвенные методы. Прямые — субсидирование на перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией. Косвенные — развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий и т.д.

К основным принципам миграционной политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов, введение квотирования и ужесточения контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.

Среди основных мер миграционной политикии механизмов по ее реализации следует отметить:

• прием и размещение экономически активной части мигрантов, оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы;

• оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенных вынужденных переселенцев;

• помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;

• дифференцированную поддержку территорий, предпочтительных для расселения, стимулирование притока мигрантов с этих территорий с учетом интересов государства и населения;

• регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства;

• государственную поддержку таких категорий мигрантов, как депонированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ(человек)

 
Прибыло в Российскую Федерацию - всего
в том числе:                
из стран СНГ
из стран ЕС
из других стран
Выбыло из Российской Федерации -всего
в том числе :                
в страны СНГ
в страны ЕС
в другие страны

 

Внутренняя миграция

Территория прибытия Российская Федерация В федеральные округа
Территория выбытия Централь-ный Северо-Западный Южный Северо-Кавказ-ский Приволж-ский Ураль-ский Сибир-ский Дальне-восточный
  2011г.
  Городские и сельские поселения
Городские и сельские поселения                  
Российская Федерация
Из федеральных округов                  
Центральный
Северо-Западный
Южный
Северо-Кавказский
Приволжский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный

 


[1]

[2]