БРЕМЕНСКИЕ УЛИЧНЫЕ МУЗЫКАНТЫ
Гримм, 27
«Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде.
Подумал хозяин, что кормить его теперь, пожалуй, не стоит; и осел, заметив, что дело не к добру клонится, взял и убежал от хозяина и двинулся по дороге на Бремен: он думал, что там удастся ему сделаться уличным музыкантом. Вот прошел он немного, и случилось ему повстречать на дороге охотничью собаку: она лежала, тяжело дыша, высунув язык, — видно, бежать устала.
—Ты что это, Хватай, так тяжело дышишь? — спрашивает ее осел.
—Ох, — отвечает собака, — стара я стала, что ни день, то все больше слабею, на охоту ходить уже не в силах; вот и задумал меня хозяин убить, но я от него убежала. Как же мне теперь на хлеб зарабатывать?
— Знаешь что, — говорит осел, — я иду в Бремен, хочу сделаться там уличным музыкантом; пойдем вместе со мной, поступай ты тоже в музыканты. Я играю на лютне, а ты будешь бить в литавры.
Собака на это охотно согласилась, и они пошли дальше. Вскоре повстречали па пути кота; он сидел у дороги, мрачный да невеселый, словно дождевая туча.
— Ну что, старина, Кот Котофеич, беда, что ли, какая с тобой приключилась? — спрашивает его осел.
— Да как же мне быть веселым, когда дело о жизни идет,— отвечает кот. Стал я стар, зубы у меня притупились, сидеть бы мне теперь на печи да мурлыкать, а не мышей ловить, — вот и задумала меня хозяйка утопить, а я убежал подобру-поздорову. Ну, какой дашь мне добрый совет? Куда ж мне теперь деваться, чем прокормиться?
— Пойдем с нами в Бремен, ты ведь ночные концерты устраивать мастер, вот и будешь там уличным музыкантом.
Коту это дело понравилось, и пошли они вместе. Пришлось нашим трем беглецам проходить мимо одного двора, видят они — сидит на воротах петух и кричит во все горло.
— Чего ты горло дерешь? — говорит осел. — Что с тобой приключилось?
— Да это я хорошую погоду предвещаю, — ответил петух. — Ведь нынче богородицын день: она помыла рубашки Христу-младенцу и хочет их просушить. Да все равно нет у моей хозяйки жалости: завтра воскресенье, утром гости приедут, и вот велела она кухарке сварить меня в супе, и отрубят мне нынче вечером голову. Вот потому и кричу я, пока могу, во все горло.
— Вот оно что, Петушок-Красный гребешок, - сказал осел, — ступай-ка ты лучше с нами, мы идем в Бремен, — хуже смерти все равно ничего не найдешь; голос у тебя хороший, и если мы примемся вместе с тобой за музыку, то дело пойдет на лад.
Петуху такое предложение поправилось, и они двинулись все вчетвером дальше».
В сказках братьев Гримм даны названия только двух городов: Рима и Бремена. Рим известен как древний центр мистерии. А что же означает Бремен? В настоящих сказках место указывается, конечно, не без глубокой причины. В окрестностях Бремена находился центр мистерии большого масштаба. Камни, сложенные в виде кругов, дольмены, священные захоронения, разбросанные на расстоянии многих километров, еще и сегодня являются свидетельствами этого. Возникает вопрос: были ли те места центрами мудрости, на что могло бы указывать содержание нашей сказки? Обратимся к сказке — это сказка о животных. Мы узнаем, таким образом, кое-что об инстинктивной природе человека, в том виде, в каком она отражается в символах «осел», «собака», «кошка» и «петух».
С образом осла мы познакомились в предыдущей сказке об ослике. В образе осла возникает перед нами наше физическое тело, которое не существует больше в том виде, в каком оно изначально было заложено Творцом — открытым для проникновения духа и послушным духу, но которое тем не менее всегда терпеливо несет нас по жизни. Сказка говорит: оно старо, и смерть ждет его. Ему необходимо обновление и омоложение. И вот оно желает совершить то, о чем хотели сказать мастера, на соборе Шартра вырубившие в камне осла, который, стоя прямо, как человек, держит лютню. Он хочет заниматься искусством и пребывать в созвучии с гармонией мира.
То качество, которое наиболее выражено, проявляется в каком-либо виде животных, определяет символ. У собаки — это ее чрезвычайно тонкий нюх. И когда мы говорим: «У меня хороший нюх», то мы подразумеваем собаку в себе. Мы не можем сказать, как действует этот нюх, но очень хорошо знаем, когда мы следуем ему, а когда — нет. Этот инстинкт не так открыто узнаваем, как другие; это в большей степени пороговый инстинкт, сидящий в глубинах, в которые не спускается сознание. Греки поместили его на пороге из посюстороннего мира в потусторонний. Когда Геракл, великий греческий посвященный, первый, кто из собственного Я выдержал испытание на посвящение, провел на поверхность земли из подземного мира адского пса Цербера, то мы должны понимать миф таким образом: здесь имеется в виду поднимание наверх, осознавание этого инстинкта — сторожа на пороге.
В собаке наблюдается такая же многообразная дифференциация внутренних качеств, как многообразны сами породы собак. Образно выражаясь, целая свора псов может быть представлена в жизни влечений человека. (Er ist mit allen Hunden gehetzt*.)(Дословно: «Его травили всеми собаками», то есть «он прошел огонь и воду». - Прим. перев.)
Так как собака, как и все влечения, находит свое выражение в добром и в злом, человек нуждается в высшей степени бодрствующем самопознании. Злая собака ведет вниз, в мир зла и подлости, во внутренний ад. Это — всевынюхивающее существо, живущее в выслеживании и шпионаже. Цинизм означает мышление на собачий лад, а циник — это человек, который в буквальном смысле «дошел до собаки». Если он потерял всякую внутреннюю ориентацию и следует только тяге к подлому, тогда он не ищущий тропу, а следующий за влечением, и это находит свое отражение в выражении «собачье отродье».
Добрый пес, напротив, помогает нам найти верный путь, он направляет нас к настоящим людям и ведет к уготованной нам судьбе. Он воплощенное обоняние. Так, на картине Дюрера он принадлежит Рыцарю, который должен победить смерть и Черта. Сказание о Тристане и Изольде показывает нам, до какой степени необходимо любви верное чутье. Ведь любовь должна в тысячекратных отражениях всегда заново обнаруживать свое многообразное волшебство, и ей необходим хороший проводник.
Благороднейшего из всех псов изображает сказание о Граале в эпосе «Титурель»; имя его — Гарде-виас, Стерегущий След. Высочайший смысл этого гласит: найди путь к Граалю, стань искателем духа!
Когда естественное чутье ослаблено и возникает угроза его гибели, так как в нем нет больше указующей путь силы, ему необходимо обновление. Оно должно снова приобрести свою силу удара. Осел познает это: «Ты будешь бить в литавры», — говорит он собаке.
Легче, чем собачку, мы можем распознать кошечек. Эти влечения абсолютно надпороговые. Потому что жизнь наших чувств хорошо обозрима, а они обитают в ней. Вопрос в том, белые они или пестрые, как должно быть, или совершенно черные, как у ведьмы.
Как грациозно и вкрадчиво играет кошечка! Мы уже заметили: это кажущееся таким нежным существо может долго и безобидно лежать на полу, но вдруг, совершенно пробудившись, готово к прыжку, чтобы схватить добычу — изящное домашнее животное и одновременно сладострастно подстерегающий жертву хищник. Сонная днем и полная жизниночью, кошка — это символ того влечения, которое в меньшей степени связано с дневными делами и в большей степени — с ночными. Так, осел говорит коту: «Пойдем с нами и стань уличным музыкантом, ты ведь ночные концерты устраивать мастер!» Физическая природа тела (осел) знает, что инстинкт любви тоже нуждается в гармонизации, кот должен заняться музыкой.
Четвертый в компании — петух. Тот, кто посмотрит, как, гордо шагая по двору, петух бросает на грудь свою поднятую главу, как он, всегда важничая, шествует впереди кур и сопровождает хлопаньем крыльев свое раскатистое «ку-ка-ре-ку», как будто в мире нет ничего, кроме него и его голоса, кто понаблюдает за тем, как быстро набухает его гребешок, то есть кровь очень легко приливает к голове, — тот без труда узнает символ. И к солнцу петух имеет определенное отношение, он — провозвестник дня. Так, Я человека, пока оно переживается как Я-ннстинкт, охотно считает себя важным и слишком важным и превосходящим других. Оно беспрестанно выкрикивает свое мнение на весь мир, легко чувствует себя раздраженным и подвергающимся нападкам и хотело бы всегда выказывать свое превосходство. Это Я есть и то, что дает утром импульс к пробуждению, потому что оно имеет силу только днем. Уже наше сказание о богах, «Эдда», повествует о петухе в пророчестве ясновидящей, вельвы:
Сидел на холме,
на арфе играл
пастух великанши,
Эггдер веселый
над ним распевал
на деревьях лесных
кочет багряный
по имени Фьялар.
Запел над асами
Гуллинкамби,
он будит героев
Отца Дружин;
другой под землей
первому вторит
петух черно-красный
у Хель чертога
(Перев. с древнеисландского А. Корсуна)
Кроме этого связанного с кровью Я, у нас есть еще другое, наше Я вне времени, вечное Я. Переживаемое инстинктивно, оно — петух с золотым гребнем; он призывает к сверхчувственному пробуждению. К ним присоединяется еще и третье Я-сознанне, человек завоевывает его в борьбе и труде в темном вещественном мире. Посредством его человек может постичь, конечно, только безжизненное, мертвое. Часто он считает себя самого преходящим и смертным. Это петух с черным, как сажа, гребнем.
Когда все три петуха пронзительно закричат, тогда наступят Сумерки Богов. Когда человек переживает себя на всех уровнях бытия и хочет овладеть еще и темным вещественным миром, божественный мир погружается в сумерки; он должен быть заново найден из свободы Я-личности.
«Петушок-Красный гребешок», — говорит осел в нашей сказке. Таким образом, здесь подразумевается Фьялар, имеющий свои корни в крови Эго.
«Но дойти до Бремена за один день им не удалось, они попали вечером в лес и решили там заночевать.
Осел и собака улеглись под большим деревом, а кот и петух забрались на сук; петух взлетел на самую макушку - дерева, где было ему всего надежней».
Животные располагаются сначала на «дереве». Тот, кто может образно представить себе нервную систему в виде дерева, без труда узнает тот процесс, о котором идет здесь речь. Это нервная система, в которой происходит упорядочение. Четыре инстинкта начинают объединяться в закрытую инстинктивную природу.
Четырехслойность человека в виде символа многообразно выступает перед нами в сказке. Пророческое имагинативное знание о четырехкратной сущности человека, впервые в виде понятия данное Аристотелем, было на протяжении всего средневековья, как само собой разумеющееся, известно педагогам, создававшим сказки. К физически-минеральному телу — здесь в образе осла — присоединяется в качестве второго члена «вегетативная» душа, которой подвластны жизнь и продолжение рода. Ей присуще образование более глубоких задатков и врожденный темперамент. Там живет то своеобразное чутье, которое язык образов называет «собакой». Выше нее по порядку расположена душа, чувствующая существенное влечение, которой любовное влечение является в образе кошки. Наверху, на дереве, человек осознает свое Эго или переживает его как здесь, как инстинктивную способность, как петуха.
Может возникнуть вопрос: почему сказка изображает этих четырех животных, или эти сущностные силы, близкими к концу и почему они должны сначала найти друг друга, когда ведь они уже вместе представлены в человеке? Сказка изображает кризис. В период детства человечества человек мог доверяться своей инстинктивной природе. С точки зрения природной необходимости отдельные влечения действовали вместе, в единстве. Со временем они распадались, по мере того, как все больше подходило к концу то состояние. Должен был наступить новый порядок, Я должно было взять на себя водительство. Когда петух увидит с верхушки дерева свет, может начаться это водительство.
«Но прежде чем уснуть, он осмотрелся по сторонам, и показалось ему, что вдали огонек мерцает, и он крикнул своим товарищам, что тут, пожалуй, и дом недалече, потому что виден свет. И сказал осел:
— Раз так, то нам надо подниматься и идти дальше, ведь ночлег-то здесь неважный.
А собака подумала, что некоторая толика костей и мяса была бы как раз кстати. И вот они двинулись в путь-дорогу, навстречу огоньку и вскоре заметили, что он светит все ярче и светлей и стал совсем уже большой; и пришли они к ярко освещенному разбойничьему притону. Осел, как самый большой из них, подошел к окошку и стал в него заглядывать.
— Ну, осел, что тебе видно? — спросил петух.
— Да что, — ответил осел, — вижу накрытый стол, на нем всякие вкусные кушанья и напитки поставлены, сидят за столом разбойники и едят в свое удовольствие».
Если тело переживается как оболочка нашей сущности, оно возникает в образе дома. Это настолько часто и уверенно встречающийся образ, что психология относит его к архетипам. Как уже упоминалось, мы говорим: «У него не все дома». Людям, находящимся при смерти, часто снится, что они должны покинуть дом, детям, напротив, что они должны дом найти. «Въехать в дом» означает «прийти к себе самому, пробудиться в своей телесности, целиком осознать ее». Ясно, что человек всегда живет в доме своего тела. Но так же, как можно жить в доме и лишь прозябать в нем, как можно бездумно и равнодушно пренебрегать им, не осваивая его на самом деле, так же можно жить и в доме тела.
« — Там, пожалуй, кое-что и для нас бы нашлось, - сказал петух.
— Да, да, если бы только нам удалось туда попасть! — сказал осел.
И стали звери между собой судить да рядить, как к тому делу приступить, чтобы разбойников оттуда выгнать; и вот наконец нашли они способ. Решили, что осел должен поставить передние ноги на окошко, а собака прыгнуть к ослу на спину; кот взберется на собаку, а петух пускай взлетит и сядет коту на голову. Так они и сделали, и по условному знаку, все вместе принялись за музыку: осел кричал, собака лаяла, кот мяукал, а петух, тот запел и закукарекал. Потом ворвались они через окошко в комнату, так что даже стекла зазвенели.
Услышав ужасный крик, разбойники повскакали из-за стола и, решив, что к ним явилось какое-то привидение, в великом страхе кинулись в лес. Тогда четверо наших товарищей уселись за стол, и каждый принялся за то, что пришлось ему по вкусу из блюд, стоявших на столе, и начали они есть и наедаться, будто на месяц вперед».
Продвинувшаяся вперед объединенная природа четырех инстинктов узнает «дом» и видит, что в нем живут недобрые силы. Те силы, которые бездумно эксплуатируют внешнюю природу, не познавая и не признавая ее как божественное творение, уподобляются разбойникам. Они эгоистично разграбляют мир, не возвращая ему ни малости. Такие «разбойники» свивают приют там, где чувства хотят для себя лишь сенсаций.
Для того чтобы прогнать этих разбойников, животные должны выступить, объединив свои силы. На дереве они упражнялись в этом. Теперь каждый громко заявляет на своем языке о своей сущности, тем самым они овладевают всем домом тела, и четырехчленный человек становится хозяином в доме.
«Поужинав, четверо музыкантов погасили свет и стали искать, где бы им поудобней выспаться — каждый по своему обычаю и привычке. Осел улегся на навозной куче, собака легла за дверью, кот — на шестке у горячей золы, а петух сел на насест; а так как они с дальней дороги устали, то вскоре все и уснули.
Когда полночь уже прошла и разбойники издали заметили, что в доме свет не горит, все как будто спокойно, тогда говорит атаман:
— Нечего нам страху поддаваться, — и приказал одному из своих людей пойти в дом на разведку.
Посланный нашел, что там все тихо и спокойно; он зашел в кухню, чтобы зажечь свет, и показались ему сверкающие глаза кота горящими угольками, он ткнул в них серник, чтобы добыть огня. Но кот шуток не любил, он кинулся ему прямо в лицо, стал шипеть и царапаться. Тут испугался разбойник и давай бежать через черную дверь; а собака как раз за дверью лежала, вскочила она и укусила его за ногу. Пустился он бежать через двор да мимо навозной кучи, тут и лягнул его изо всех сил осел задним копытом; проснулся от шума петух, встрепенулся да как закричит с насеста: "Кукареку!" Побежал разбойник со всех ног назад к своему атаману и говорит:
— Ох, там в доме страшная ведьма засела, как дохнет она мне в лицо, как вцепится в меня своими длинными пальцами; а у двери стоит человек с ножом, как полоснет он меня по ноге; а на дворе лежит черное чудище, как ударит оно меня своей дубинкой; а на крыше, на самом верху, судья сидит и кричит: "Тащите вора сюда!" Тут я еле-еле ноги унес.
С той поры боялись разбойники в дом возвращаться, а четырем бременским музыкантам там так понравилось, что и уходить не захотелось.
А кто эту сказку последний сказал, все это сам своими глазами видел».
В этой сказке мы узнаем, как инстинктивная природа человека овладевает своей телесностью. Каждый ребенок стоит перед этой проблемой. Он должен стать личностью, так сказать, хозяином в собственном доме. Таким образом, эту сказку можно отнести к группе сказок, повествующих о процессе индивидуализации. Без сомнения, она была дана в качестве импульса к развитию Я. Мы можем рассказывать эту сказку уже пятилетнему ребенку.
Можно предположить, что тот центр мистерии в окрестностях Бремена поддерживал мудрость, которая должна была помочь человеку стать умелым человеком с сильным Я. Традиции сохраняются на протяжении долгого времени, даже если они передаются лишь устно. Когда бы ни была создана эта сказка, следуя этой традиции, мы можем назвать Бремен целью путешествия для наших четырех музыкантов.