Бюджетная система и бюджетное устройство.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан бю-джетная система трактуется с включением Национального фонда.
Бюджетной устройство – это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
Состав бюджетной системы определяется национально-государ-ственным устройством страны.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:
республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов (см. схему 6).
В Республике Казахстан составляются государственный и консолидированный бюджеты, бюджет области, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению.
Государственный бюджет представляет собой свод республика-нского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих опера-ций между ними.
В Бюджетном кодексе Республики Казахстан государственный бюджет представлен понятием консолидированный бюджет – бюд-жет который состоит из республиканского бюджета, бюджета об-ласти бюджетов города республиканского значения, столицы, пос-туплений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республи-
Схема 6. Состав бюджетной системы Республики Казахстан
ки Казахстан. Консолидированный бюджет используется в качестве аналитической информации, не подлежащий утверждению. Следует раз-личать по аналогии с понятиями государственный бюджет и республиканский бюджет также бюджет области и областной бюджет: бюджет области – это сводный бюджет, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению.
В случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан чрезвычайного или военного положения.
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан к этим общепринятым принципам добавлены прнципы: транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.
1. Принцип единства означает степень организационно-эконо-
мической централизации бюджетной системы.
2. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех
финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты государства.
3. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений.
4. Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).
Условиями нормального и эффективного функционирования низовых – местных бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами страны.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.
Покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета является:
выпуск государственных займов;
использование кредитных ресурсов.
С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр.