Бюджетная система и бюджетное устройство.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан бю-джетная система трактуется с включением Национального фонда.

Бюджетной устройство – это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.

Состав бюджетной системы определяется национально-государ-ственным устройством страны.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:

республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов (см. схему 6).

В Республике Казахстан составляются государственный и консолидированный бюджеты, бюджет области, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению.

Государственный бюджет представляет собой свод республика-нского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих опера-ций между ними.

В Бюджетном кодексе Республики Казахстан государственный бюджет представлен понятием консолидированный бюджет – бюд-жет который состоит из республиканского бюджета, бюджета об-ласти бюджетов города республиканского значения, столицы, пос-туп­лений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республи-

 
 

Схема 6. Состав бюджетной системы Республики Казахстан

 

               
       
 
 

ки Казахстан. Консолидированный бюджет используется в качестве аналитической информации, не подлежащий утверждению. Следует раз-личать по аналогии с понятиями государственный бюджет и республиканский бюджет также бюджет области и областной бюджет: бюджет области – это сводный бюджет, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению.

В случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан чрезвычайного или военного положения.

Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан к этим общепринятым принципам добавлены прнципы: транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.

1. Принцип единства означает степень организационно-эконо-

мической централизации бюджетной системы.

2. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех

финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты государства.

3. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений.

4. Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).

Условиями нормального и эффективного функционирования низовых – местных бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами страны.

Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.

Покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета является:

выпуск государственных займов;

использование кредитных ресурсов.

С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр.