Бюджета

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной категории воспроизводства объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потре-бностей. Являясь экономической формой существования объектив-ных воспроизводственных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической субкатегории.

Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом:бюджетные отношения имеют воспроизводственный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем, бюджетным отношениемприсуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

1) представляет особую экономическую форму распределительных отноше

ний, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями наци-

онального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общствен-ной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосре-дствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимос-ти;

3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосрес

венно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и нематериальной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответс-твующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд – это объективно обусловленная, экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Как экономическая субкатегория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе создания, распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет как экономическая субкатегория выполняет функции, соответствующие категории государственных финансов в целом – распределительную и контрольную, в рамках воспроизводственной концепции финансов. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено финансов и государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции обеспечивает выполнение подфункций государственных финансов, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации, о чем излагалось в разделе 6.1.

Многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих (представлениях):

- как относительно самостоятельная экономическая субкатегория;

- как централизованный фонд денежных средств государства;

- как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

- как основной финансовый план государства;

- как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 31% национального дохода, 22% – валового внутреннего продукта, 11% – валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями националь-ного хозяйства, секторами производства, сферами общественной дея-тельности, экономическими районами и территориями страны.

Бюджетные ресурсы, направляемые на финансирование реального сектора экономики, обеспечивают в нем создание новой стоимости. Эти процессы особенно актуальны в периоды кризисов. Подобное финансирование направляется на наиболее уязвимые производства и виды деятельности и содействуют сохранению структурного равновесия и достижению устойчивости экономики в целом. Но и в бескризисные периоды происходит текущее финансирование для обеспечения расширенного воспроизводства в государственном секторе. Бюджетное финансирование нематериальной сферы содействует ее развитию, что положительно отражается на сфере материального производства, увеличивая ее потенциал через эффект умножения «человеческого капитала» (уровень здравоохранения, образования, науки, социального благосостояния). «Инвестиции в человеческий капитал», – вложения средств в развитие человека, в его знания, повышение мастерства в избранной сфере деятельности, совершенствование духовной и физической сторон человеческого бытия.

Поэтому можно утверждать, что государственный бюджет постоянно обеспечивает воспроизводственный процесс и он обладает воспроизводственным характером.



r.php"; ?>