Классификация вопросов
Ведущий Признак | Содержание | Форма | Функции |
Виды Вопросов | - о фактах сознания; - о фактах поведения; - о личности респондента | - открытые и закрытые - прямые и косвенные | - основные - неосновные |
В стандартной анкете должно быть не более 30-40 вопросов с вариантами ответов от 1 до 10. Обычно композиция анкеты является или проблемной или тематической.
Композиция анкеты включает в себя преамбулу (обращение, цели, инструкция по заполнению, название организации, проводящей опрос), блоки вопросов, выявляющих представления респондентов об «идеальном» состоянии проблемы, оценку текущего состояния проблемы, мнения о механизмах решения проблемы и так называемую «паспортичку» - блок социально-демографических данных респондента.
Процедура устного опроса (интервью) может быть строго регламентированной (формализованной) и проводиться по заранее составленным вопросам в определенной обстановке с соблюдением установленных правил, или же свободной.
Наряду с опросом применяется наблюдение, с помощью которого исследуются формы общения людей, факты поведения. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является фиксирование событий в момент их непосредственного совершения, а не изучение предварительных или ретроспективных суждений индивидов. Однако в наблюдении очень велик субъективный элемент, поскольку наблюдатель непосредственно связан с объектом и его отношение, интерпретация событий несвободны от эмоций и некоторой тенденциозности.
Наиболее объективным и экономичным является анализ документов. Сегодня разработаны методики контент-анализа, позволяющие количественно измерить явление, изучаемое по документам.
При изучении процессов в малых группах используют социометрические и игровые методы. Для изучения индивидуальных особенностей сознания применяют тестирование.
В исследованиях аналитического уровня чаще всего прибегают к социальному эксперименту, который может проводиться как в «полевых» так и в лабораторных условиях.
2) Обрабатывают социологическую информацию при помощи статистико-математических методов с применением ПК.
Начинают с общей статистики, которую оформляют в табуляграммах – линейном распределении групп в абсолютных числах и процентах. Затем осуществляют группировку данных: структурную (по объективным признакам, свойствам всей совокупности, например, по возрасту), типологическую (по субъективным признакам, например, удовлетворенность трудом и т.д.) и аналитическую (по двум и более признакам, служащим выяснению их взаимосвязи).
В результате получаются ряды распределений, оформленные в перечневых или комбинационных таблицах.
Для выявления актуальности взаимосвязей признаков проводят корреляционный анализ, для установления предпочтений используют ранжирование и т.д.
3) Статистически обработанная информация становится предметом анализа. На заключительном этапе исследователь использует описание и классификацию, типологизацию, системный и генетический анализ, социальное моделирование для достижения цели СИ.
ЛИТЕРАТУРА
Рабочая книга социолога. 2-е изд. М.,1983.
Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. В 2-х т. М., 1995.
Энциклопедический социологический словарь. М.,1995.
Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. 2-е изд.- М.: Наука, 1987.
Задания к теме №2
1. Установите, в чем суть различий эмпирической и прикладной социологии, конкретного социологического и эмпирического исследований.
2. Определите, в каких целях применяются разведывательные, описательные, аналитические, точечные и повторные социологические исследования.
3. Каковы основные требования, предъявляемые к эмпирическому исследованию?
4. Сформулируйте содержание основных разделов программы СИ?
5. Заполните приведенную ниже таблицу
Табл.: Методы социологического исследования
Методы сбора | Методы анализа |
Упражнения к теме № 2
1. Определите, с помощью каких социологических методов можно изучить приведенные ниже объекты
№ п/п | Основные методы | Объекты изучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Анкетирование Изучение документов Интервью Контент-анализ Наблюдение Социометрия Эксперимент Социологическое тестирование | Газетные тексты Индивидуальные особенности сознания Межличностные отношения Причинно-следственные связи Протоколы, отчеты, письма Факты поведения людей Факт сознания Ценностные ориентации и установки |
2. В приведенной ниже логической последовательности разработки программы СИ отсутствует некоторые важнейшие звенья. Внесите необходимые коррективы в предложенный перечень пунктов программы:
— обоснование проблемы исследования,
— формулирование гипотез,
— операционализация понятий,
— обоснование методов,
— рабочий план исследования.
3. Респондент - это: 1) исследователь социальной проблемы; 2) носитель социологической информации, подвергающийся изучению; 3) компетентный участник социологического опроса.
4. Репрезентативность - это: 1) надежность социологических данных; 2) процедура разложения понятий на количественно измеряемые признаки; 3) свойство выборки воспроизводить параметры генеральной совокупности.
5. Социальный факт — это: 1) единичное общественно значимое событие, типичное для той или иной сферы общественной жизни; 2)непосредственно наблюдаемое явление; 3) количественно измеряемый признак явления или процесса.