Краткая последовательность деятельности руководства при создании и внедрении СМК
1. Осознание высшим руководством смысла, цели и задач разработки и внедрения СМК.
2.Формулирование генеральным директором миссии и видения.
3. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.
4. Проведение анализа соответствия существующей системы управления организацией требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
5. Издание приказа о начале работ по разработке и внедрению на предприятии системы менеджмента качества. Этим приказом должен быть назначен ответственный представитель руководства по качеству, призванный обеспечивать оперативную поддержку работ в столь важной области развития предприятия. Этот сотрудник обязательно должен быть членом высшего руководства.
6. Формирование стратегии управления и «Политики в области качества» (формулирование целей).
7. Организация обучения в области качества всех сотрудников как своими силами, так и с помощью внешних консультантов.
8 Учреждение проекта «Разработка и внедрение системы менеджмента качества и подготовка ее к сертификации на отечественном и\или европейском уровнях» и включение его в План работы предприятия.
9 Создание службы качества – специального подразделения и команды обученных работников, знающих проблему и готовых ею серьезно заняться.
10 Планирование разработки системы менеджмента качества. Составление командой проекта бизнес-плана и сметы проекта. Для обеспечения работ необходимыми ресурсами эта смета должна быть обязательно включена в смету расходов предприятия.
11 Установление процессов и выделение ключевых процессов, необходимых для достижения целей в области качества.
12 Определение ответственности и делегирование полномочий, необходимых для достижения целей, сформулированных в «Политике в области качества».
13 Трансформация целей, сформулированных в «Политике руководства в области качества» в цели каждого структурного подразделения предприятия.
14 Разработка календарных планов реализации проекта и критериев оценки качества его реализации на каждом этапе.
15 Создание и первых версий документов системы менеджмента качества.
16 Создание системы мониторинга за ходом реализации проекта:
- разработка методов измерения результативности каждого процесса. Анализ результатов этих измерений для постоянного улучшения процессов;
- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения причин их появления;
- разработка и внедрение методов постоянного улучшения системы менеджмента качества.
17 Организация и проведение обучения руководителей и сотрудников методам статистического управления процессами.
18 Введение в действие первого пакета документов системы качества.
19 Проведение обучения внутренних аудиторов.
20 Проведение первого внутреннего аудита и «запуск» механизма непрерывного совершенствования процессов.
21 Введение в действие всей документированной системы менеджмента качества и системы мониторинга ее эффективности и результативности.
22 Окончательная проверка готовности системы менеджмента качества к сертификации.
23 Выбор органа по сертификации; оформление и подача заявки на сертификацию системы менеджмента качества.