Интервью – это отборочная процедура, призванная определить соответствие кандидата требованиям будущей работы на основе его устных ответов на вопросы интервьюера.
Целью отборочного собеседования является получение ответа на вопрос – заинтересован ли претендент в данной работе и способен ли он ее выполнять. При этом обычно возникает необходимость сравнения нескольких кандидатов. В ходе отборочного собеседования должны быть получены ответы на следующие три вопроса:
· Сможет ли кандидат выполнять данную работу?
· Будет ли выполнять ее?
· Подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)?
Преимущества интервью
| Недостатки интервью
|
Типы интервью.
1. Структурированное интервью.
Техника задавания заранее заготовленных вопросов каждому кандидату на вакантную должность.
2.Проективное интервью.
Кандидату предлагается прокомментировать какую-либо предполагаемую рабочую ситуацию.
3.Ситуационное интервью.
Кандидату предлагается последовательно описать свои действия в конкретной рабочей ситуации.
4. Интервью по компетенциям.
Направлено на выявление личностных качеств потенциального работника.
Центр оценки.
Центр оценки – это набор технологий тестирования, позволяющих кандидату в стандартизированной ситуации продемонстрировать навыки, знания и умения, которые позволят ему успешно выполнять работу, на которую он претендует.
· Групповая дискуссия. Это упражнение выполняется в форме ведения дискуссии между несколькими кандидатами по заданной теме. В процессе выполнения упражнения его результаты фиксируются документально
· Ролевая игра. Кандидату предлагается сыграть роль работника в предполагаемой рабочей ситуации.
Метод центра оценки применяется при отборе кандидатов на ключевые позиции, при условии, если позволяют ресурсы (временные, материальные и людские).
Адаптация персонала.
Адаптация – это деятельность организации, направленная на введение новых работников в курс их новых задач профессиональной деятельности, знакомство их с руководством и рабочими группами.
Основными задачами адаптация являются:
· Уменьшение начальных издержек при входе сотрудника в организацию.
· Снижение напряженности у работника при входе в новую должность.
· Сокращение текучести кадров за счет снижения психологического барьера при входе в организацию.
· Экономия рабочего времени непосредственного начальника, затрачиваемого на объяснения и обучения новичка.
· Реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой.
· Обучение поведению в организации (введение в корпоративную культуру).
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
- качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
- объективность деловой оценки персонала;
- четкость организационного механизма управления процессом адаптации;
- престиж и привлекательность должности;
- особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудников;
- гибкость системы обучения персонала;
- особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе.
Ключевым условием успешного осуществления адаптации является создание организационного механизма управления процессом адаптации. Управление трудовой адаптацией требует проработки трех организационных элементов:
1. структурного закрепления функции управления адаптацией;
2. технологии процесса управления адаптацией;
3. информационного обеспечения этого процесса.
В качестве организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть предложены следующие:
· выделение соответствующего подразделения (группы) в организационной структуре подсистемы управления персоналом;
· распределением специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям;
· развитие наставничества;
· развитие структурных взаимосвязей.
Развитие и обучение персонала.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования организации. Потребности организации в развитии и обучение персонала складываются под воздействием следующих факторов:
· динамика внешней среды;
· развитие техники и технологии, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства;
· изменение стратегии развития организации;
· создание новой организационной структуры;
· освоение новых видов деятельности.
Профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рисунке 14).
Рисунок 14 - Процесс профессионального обучения
На основании анализа выявленных потребностей формулируются цели каждой программы обучения. Цели обучения должны быть:
- конкретными и специфическими;
- ориентирующими на получение практических навыков;
- поддающимися оценки (измеримыми).