Компетентность, осведомленность и подготовка персонала (П6.2.2)

Удовлетворение потребностей в компетентном персонале осуществляется за счет:

· формирования состава персонала;

· развития персонала.

При определении потребностей в компетентности персонала учитываются:

· будущие требования, связанные со стратегическими и оперативными планами и целями предприятия;

· ожидаемый менеджмент и потребность последовательного применения рабочей силы;

· изменения в процессах предприятия, средствах и оборудовании;

· оценивание компетентности отдельных работников для выполнения определенных видов деятельности;

· законодательные и другие обязательные требования.

На многих предприятиях подбор и прием новых сотрудников осуществляется в три этапа:

· на первом этапе отдел кадров и технического обучения определяет потребность в персонале в соответствии со стратегическими задачами предприятия и штатными расписаниями подразделений на основании заявок от руководителей подразделений, которые подаются при наличии вакансий, расширении деятельности, сокращении должностей, уходе на пенсию, переходе на инвалидность и т.д.;

· на втором этапе отдел кадров и технического обучения проводит набор персонала за счет внешних источников (учебные заведения, служба занятости, ярмарки вакансий, фирмы по персоналу, объявления в газетах и т.п.), а также внутренних источников (высвобождение и перемещение персонала, перераспределение персонала, передвижение в связи с повышением в должности и т.п.);

· на третьем этапе отдел кадров и технического обучения, руководители подразделений, для которых производится набор новых работников, проводят отбор персонала на основе анализа документов, собеседования, тестирования, в процессе которого выявляются профессионализм, владение методами работ, способности к качественному труду, понимание политики предприятия в области качества. После этого оформляется трудовой договор и приказ о приеме на работу, который подписывается генеральным директором при наличии согласующих подписей руководителя подразделения, начальников отдела кадров и технического обучения, отдел планирования труда и заработной платы, юридического бюро и профкома.

Как правило, вновь принятым на работу работникам назначается испытательный срок, в течение которого они должны подтвердить свой профессионализм и соответствие требованиям к качеству труда на занятом рабочем месте.

Каждого из вновь принятых на работу работников подробно знакомят с политикой и целями в области качества предприятия и подразделения, а также с критериями достижения поставленных целей.

Руководство предприятия и руководители подразделений совместно с отделом кадров и технического обучения должны организовывать работу по развитию персонала, одним из важных элементов которой является подготовка и повышение квалификации персонала.

Потребность в подготовке персонала определяется и оформляется отделом кадров и технического обучения в виде годового плана подготовки и повышения квалификации кадров на основании заявок подразделений.

Постоянное повышение квалификации является прямой служебной обязанностью каждого специалиста, проводится в течение всей его трудовой деятельности и носит непрерывный характер. Как правило, обучение каждого специалиста на курсах повышения квалификации планируется не реже одного раза в 5 лет.

Подготовка персонала осуществляется непосредственно на предприятии и на различных курсах и семинарах вне пределов предприятия.

Программы обучения и повышения квалификации предусматривают обязательное изучение вопросов обеспечения качества и работы в СМК.

При приеме на работу и повышении квалификации ответственные за эти виды деятельности в обязательном порядке добиваются, чтобы персонал организации всех уровней осознал:

· важность реализации политики и целей в области качества, выполнения требований СМК;

· свою роль и ответственность в реализации политики в области качества и выполнении процедур и требований СМК;

· важность персональной деятельности каждого в общем, деле обеспечения и повышения качества продукции;

· общую и личную пользу от улучшения качества работы и ее результатов;

· потенциальные последствия отклонений от установленных процедур.

Осведомленность персонала о важности и актуальности его деятельности во вкладе в достижение целей в области качества обеспечивается системой вводных инструктажей при назначении на новый вид работ и, кроме того, например, регулярного проведения «Дней качества подразделений».

Оценка результативности предпринятых мер по обеспечению профессиональной компетентности персонала проводится отделом кадров и технического обучения на основе оценки деятельности каждого работника, аттестации.

Записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии отделом кадров и технического обучения с участием руководителей подразделений в соответствии с п. 4.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001.