Внутренний обмен информацией (П5.5.3)
Высшее руководство обеспечивает информирование персонала по вопросам политики и целей в области качества, способов их достижения, результативности СМК в частности путем:
· работы коллективного органа СМК - Совета по СМК организации;
· распространение информации путем проведения диспетчерских совещаний у генерального директора и другого высшего руководства;
· проведение еженедельных совещаний уполномоченных по качеству по направлениям у начальника отдела качества;
· распространение информации через уполномоченных по качеству в подразделениях и направлениях.
В организации должен осуществляться сбор информации, необходимой для обеспечения работ по повышению качества, соблюдению установленных требований и совершенствованию СМК, например такой как:
· данных маркетинговых исследований рыночного спроса;
· данных об аналогичной продукции конкурентов, выпускаемой отечественными и зарубежными предприятиями;
· патентной информации;
· информации о реализации процедур СМК;
· накопительной и аналитической информации о качестве выпускаемой продукции (в частности, анализ отделом качества «Анкет для потребителя продукции организации, заполняемых с целью оценки его удовлетворения»; пример этой «Анкеты…» будет приведен далее.).
В организации должен быть установлен порядок обмена информацией между подразделениями, обеспечивающими выполнения требований ТТЗ (ТЗ) и условий контракта.
Для внутреннего обмена информацией определен состав и формы информационных документов, содержащих:
· исходные данные, необходимые для выполнения планируемых работ;
· алгоритмы, программы и методы решения задач в обеспечение выполнения установленных требований;
· полученные результаты и принятые решения (выходные данные) и пути их реализации для последующего применения в последовательности выполняемых процессов;
СМК организации предусматривает:
· сбор на стадиях разработки продукции установленных в документации данных о качестве, результативности проводимых мероприятий и СМК (отчет для анализа со стороны руководства);
· определение исполнителей и подразделений, ответственных за сбор, анализ, распределение информации, и их функциональных обязанностей (РП, положения о подразделениях, должностные инструкции работников);
· установление стабильных информационных связей между источниками и потребителями информации (положения о подразделениях; анкеты потребителей);
· создание информационных массивов, нормативных и справочных данных, правил их использования, хранения и внесения изменений (в частности, отчет для анализа со стороны руководства);
Обмен информацией между подразделениями, необходимой для реализации базовых процессов СМК, должен быть регламентирован в Положениях о подразделениях и в процедурах по направлениям деятельности подразделений.
В таблице 11 в качестве примера этого регламентирования приведена выдержка из Положения об отделе качества, основанная на структуре, представленной в таблице 6.
Таблица 11 - Сведения о взаимодействии отдела качества с другими подразделениями предприятия и его участии во взаимодействии ФГУП «ПРИМЕР» с внешними организациями