Обязательство руководства
Обязательства руководства неразрывно связаны с его ответственностью. Ответственность – это обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
Ответственность всегда относится к определенному субъекту и отражает объем задач и обязанностей личности, то есть пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем то или перед своей совестью, а под совестью – осознание и переживание ответственности, то есть понимание смыла совершаемых действий и последствий.
Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее: за выполнение своих обязанностей и необходимое предвидение последствий собственных действий. Более того, руководитель должен чувствовать себя ответственным не только за любое принятое им решение, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать. Руководителю нужно предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность.
Высшее руководство должно обеспечить свидетельства своего обязательства по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее эффективности посредством:
а) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и регламентирующих требований;
б) разработки политики в области качества;
в) обеспечения разработки целей в области качества;
г) проведения анализа со стороны руководства;
д) обеспечение необходимыми ресурсами.
Лидерство высшего руководства, его обязательное и активное вовлечение является решающим при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества с целью достижения выгоды для всех заинтересованных сторон.
Всего этого можно добиться, поддерживая и повышая удовлетворенность потребителей.
Перед высшим руководством стоит задача организовать и выполнить следующие мероприятия:
- разработать прогноз, политику и стратегические цели, соответствующие предназначению организации.
- руководить организацией на личном примере с целью создания доверия среди персонала.
- довести до персонала направлений работы организации и значимости качества и системы менеджмента качества.
- лично принимать участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новых изделий.
- организовать и обеспечить действие обратной связи непосредственно по результативности и эффективности системы менеджмента качества.
- определить процессы производства продукции, добавляющие ценность организации.
- определить процессы поддержки, влияющие на результативность и эффективность производственных процессов.
- создать среду, способствующую вовлечению и развитию работников.
- обеспечить организационную структуру и ресурсы, необходимые для поддержки стратегических планов организации.
Высшему руководству необходимо определить методы измерений показателей деятельности организации для установления достижения запланированных целей.
Эти методы включают:
- измерение финансовых показателей.
- измерение показателей работы процессов во всей организации.
- внешние измерения, такие, как сравнение с лучшими достижениями и оценка третьей стороной.
- оценку удовлетворенности потребителей, работников организации и других заинтересованных сторон
- оценку восприятия потребителями и другими заинтересованными сторонами характеристик поставленной продукции.
- измерение других показателей успеха, определенных руководством.
Информацию, полученную в результате таких измерений и оценок, рекомендуется рассматривать как входные данные для анализа со стороны руководства, чтобы убедиться, что постоянное улучшение системы менеджмента качества является движущей силой совершенствования деятельности организации.