Автоматизация учета исполнения бюджета и ее дальнейшее развитие

 

Вхождение экономики Республики Беларусь в рыночные отношения связано не только с организацией рынков товаров, капитала, рабочей силы и т. п., но и с формированием единого информационного пространства, обеспечивающего эффективный экономический рост. Деловой мир заинтересован в по­лучении информации, необходимой для принятия оператив­ных хозяйственных решений, бизнес-планирования, разработ­ки рыночной финансовой стратегии.

Основная экономическая информация традиционно фор­мируется в системе бухгалтерского учета. В условиях совре­менных мирохозяйственных тенденций государства стремятся сохранить роль регулятора всей экономической деятельности. Отсюда острая потребность в правильной организации бухгал­терского учета и достоверной отчетности для всех участников рыночных отношений. Сегодня бухгалтерский учет в любом государстве, по существу, выполняет функцию «кровеносной системы», по которой движутся денежные потоки. Бухгалтер­ский учет выполняет не только информационные функции для макрорасчетов, но и является составной частью всей налого­вой и бюджетной системы государства. В связи с этим во мно­гих странах мира методическое руководство бухгалтерским учетом осуществляют министерства финансов.

Переход к рыночной экономике с современной информа­ционной инфраструктурой неизбежно поставил перед финансистами-профессионалами, занимающимися сбором, обработкой и передачей деловой информации, проблему автоматизации бухгалтерского учета исполнения республиканского и местных бюджетов. Модернизация бухгалтерского учета в стране тре­бует обширной компьютеризации. Это сравнительно новая форма, используемая для сбора, организации и передачи ин­формации с большой скоростью. До появления компьютеров миллионы операций записывались вручную, на что нередко уходили целые месяцы, в результате чего задерживалось пре­доставление отчетности. Компьютер выполняет операции сче­товодства и сложные расчеты, что позволяет принимать реше­ния с меньшими затратами времени.

Бухгалтерский учет и учетные данные используются гораз­до шире, чем принято считать. Среди пользователей учетных данных могут быть выделены три группы: те, кто управляет бизнесом (предприниматели); те, кто находится вне организации, но имеет к ней финансовые интересы (посредники); лица, группы и органы, которые имеют государственные финансо­вые интересы к данному бизнесу (налоговые инспекции и фи­нансовые отделы исполкомов).

Перевод экономики страны на преимущественно экономи­ческие методы управления потребовал пересмотра подхода к разработке и внедрению государственных программ по созда­нию и развитию автоматизированной системы финансовых расчетов (АСФР). В процессе ее развития обеспечиваются усиление финансового контроля в ходе исполнения бюджета за деятельностью как государственных, так и кооперативных ор­ганизаций, за индивидуальной трудовой деятельностью насе­ления, а также оперативность отражения финансовых опера­ций, анализ исполнения бюджета и финансового состояния предприятий и организаций.

Дальнейшее развитие в АСФР получат следующие функции:

· составление и организация исполнения бюджета;

· бухгалтерский учет исполнения бюджета;

· оперативно-бухгалтерский учет государственных доходов.

Создание АСФР местных финансовых органов предпола­галось осуществить в два этапа. Первоначально необходимо было создать региональные базы данных с соответствующими средствами управления: оснащение подразделений финансо­вых органов автоматизированными рабочими местами, взаимоувязка этих мест с локальными вычислительными сетями. В дальнейшем славится задача объединения локальных вычислительных сетей в единую вычислительную систему Министерства финансов Республики Беларусь. ,

В целях оперативной информационной поддержки экономической работы финансовых органов необходимо организовать получение данных от АСУ центральных экономических ведомств и отраслевых автоматизированных систем управления по принципу безбумажной технологии (по модемной связи).

Использование ПЭВМ в финансовых органах страны очень перспективно. Многие налоговые инспекции уже оснащены ПЭВМ на рабочих местах бухгалтеров. Компьютеризация учетно-расчетных работ продолжается. На начальном этапе осуществлялось создание в основном системы сбора налогов в инспекциях МНС. В этих целях первоначально решался ряд организационных проблем: создание компьютерной сети, разработка программного обеспечения и графиков работы, обеспечение инструктивными материалами по работе с компьютерами, инструкциями по работе инспекции МНС и т.д. В после­дующем происходил процесс совершенствования этой деятельности.

Компьютерная система дает возможность:

· осуществлять проверку регистрационных списков по налогоплательщикам;

· производить регистрацию новых налогоплательщиков;

· вести реестр налогоплательщиков;

· создать базисный (основной) файл;

· осуществлять начальную обработку налоговых деклара­ций и платежей и последующую их корректировку;

· производить сальдирование платежей налогоплатель­щиков по отношению к вкладам, сделанным банками в соответствующие бюджеты;

· эксплуатировать компьютеризированную систему учета доходов для регистрации исключительно фактов представления деклараций и платежей;

· производить наблюдение за использованием налогоплательщиками требований налогового законодательства, т. е. вы­являть среди них тех, кто не представил декларации или не по­гасил налоговые задолженности;

· осуществлять минимальную проверку правильности дан­ных по налогоплательщикам;

· создавать резервные файлы и восстанавливать инфор­мацию;

· составлять упрощенные отчеты.

Кроме того, компьютерная система дает возможность раз­рабатывать программы, содержащие всю информацию о налогоплательщиках .

Развивая возможности компьютерной системы, в перс­пективе можно будет усилить ее возможности следующими функциями:

· отбор налоговых деклараций для аудиторских проверок;

· расширение возможностей по управленческой информации;

· автоматизация возврата неправильно взысканных сумм;

· расчет штрафов и процентов к ним;

· обмен информацией с таможенными службами;

· сбор данных для статистической системы;

· обработка корректировок аудиторских проверок и сбора налогов и др.

Таким образом, компьютеризация учета вносит фундамен­тальные изменения в систему бюджетного учета. Ей принадле­жит ведущая роль в дальнейшем совершенствовании учета. Компьютеризация учета является важным фактором, обеспечи­вающим наиболее эффективное использование средств государ­ственного бюджета. После разработки и широкого внедрения АСФР и ПЭВМ в финансовых органах стало возможным ис­пользовать казначейскую систему управления и создать автома­тизированную систему государственного казначейства (АСГК).