Автоматизация учета исполнения бюджета и ее дальнейшее развитие
Вхождение экономики Республики Беларусь в рыночные отношения связано не только с организацией рынков товаров, капитала, рабочей силы и т. п., но и с формированием единого информационного пространства, обеспечивающего эффективный экономический рост. Деловой мир заинтересован в получении информации, необходимой для принятия оперативных хозяйственных решений, бизнес-планирования, разработки рыночной финансовой стратегии.
Основная экономическая информация традиционно формируется в системе бухгалтерского учета. В условиях современных мирохозяйственных тенденций государства стремятся сохранить роль регулятора всей экономической деятельности. Отсюда острая потребность в правильной организации бухгалтерского учета и достоверной отчетности для всех участников рыночных отношений. Сегодня бухгалтерский учет в любом государстве, по существу, выполняет функцию «кровеносной системы», по которой движутся денежные потоки. Бухгалтерский учет выполняет не только информационные функции для макрорасчетов, но и является составной частью всей налоговой и бюджетной системы государства. В связи с этим во многих странах мира методическое руководство бухгалтерским учетом осуществляют министерства финансов.
Переход к рыночной экономике с современной информационной инфраструктурой неизбежно поставил перед финансистами-профессионалами, занимающимися сбором, обработкой и передачей деловой информации, проблему автоматизации бухгалтерского учета исполнения республиканского и местных бюджетов. Модернизация бухгалтерского учета в стране требует обширной компьютеризации. Это сравнительно новая форма, используемая для сбора, организации и передачи информации с большой скоростью. До появления компьютеров миллионы операций записывались вручную, на что нередко уходили целые месяцы, в результате чего задерживалось предоставление отчетности. Компьютер выполняет операции счетоводства и сложные расчеты, что позволяет принимать решения с меньшими затратами времени.
Бухгалтерский учет и учетные данные используются гораздо шире, чем принято считать. Среди пользователей учетных данных могут быть выделены три группы: те, кто управляет бизнесом (предприниматели); те, кто находится вне организации, но имеет к ней финансовые интересы (посредники); лица, группы и органы, которые имеют государственные финансовые интересы к данному бизнесу (налоговые инспекции и финансовые отделы исполкомов).
Перевод экономики страны на преимущественно экономические методы управления потребовал пересмотра подхода к разработке и внедрению государственных программ по созданию и развитию автоматизированной системы финансовых расчетов (АСФР). В процессе ее развития обеспечиваются усиление финансового контроля в ходе исполнения бюджета за деятельностью как государственных, так и кооперативных организаций, за индивидуальной трудовой деятельностью населения, а также оперативность отражения финансовых операций, анализ исполнения бюджета и финансового состояния предприятий и организаций.
Дальнейшее развитие в АСФР получат следующие функции:
· составление и организация исполнения бюджета;
· бухгалтерский учет исполнения бюджета;
· оперативно-бухгалтерский учет государственных доходов.
Создание АСФР местных финансовых органов предполагалось осуществить в два этапа. Первоначально необходимо было создать региональные базы данных с соответствующими средствами управления: оснащение подразделений финансовых органов автоматизированными рабочими местами, взаимоувязка этих мест с локальными вычислительными сетями. В дальнейшем славится задача объединения локальных вычислительных сетей в единую вычислительную систему Министерства финансов Республики Беларусь. ,
В целях оперативной информационной поддержки экономической работы финансовых органов необходимо организовать получение данных от АСУ центральных экономических ведомств и отраслевых автоматизированных систем управления по принципу безбумажной технологии (по модемной связи).
Использование ПЭВМ в финансовых органах страны очень перспективно. Многие налоговые инспекции уже оснащены ПЭВМ на рабочих местах бухгалтеров. Компьютеризация учетно-расчетных работ продолжается. На начальном этапе осуществлялось создание в основном системы сбора налогов в инспекциях МНС. В этих целях первоначально решался ряд организационных проблем: создание компьютерной сети, разработка программного обеспечения и графиков работы, обеспечение инструктивными материалами по работе с компьютерами, инструкциями по работе инспекции МНС и т.д. В последующем происходил процесс совершенствования этой деятельности.
Компьютерная система дает возможность:
· осуществлять проверку регистрационных списков по налогоплательщикам;
· производить регистрацию новых налогоплательщиков;
· вести реестр налогоплательщиков;
· создать базисный (основной) файл;
· осуществлять начальную обработку налоговых деклараций и платежей и последующую их корректировку;
· производить сальдирование платежей налогоплательщиков по отношению к вкладам, сделанным банками в соответствующие бюджеты;
· эксплуатировать компьютеризированную систему учета доходов для регистрации исключительно фактов представления деклараций и платежей;
· производить наблюдение за использованием налогоплательщиками требований налогового законодательства, т. е. выявлять среди них тех, кто не представил декларации или не погасил налоговые задолженности;
· осуществлять минимальную проверку правильности данных по налогоплательщикам;
· создавать резервные файлы и восстанавливать информацию;
· составлять упрощенные отчеты.
Кроме того, компьютерная система дает возможность разрабатывать программы, содержащие всю информацию о налогоплательщиках .
Развивая возможности компьютерной системы, в перспективе можно будет усилить ее возможности следующими функциями:
· отбор налоговых деклараций для аудиторских проверок;
· расширение возможностей по управленческой информации;
· автоматизация возврата неправильно взысканных сумм;
· расчет штрафов и процентов к ним;
· обмен информацией с таможенными службами;
· сбор данных для статистической системы;
· обработка корректировок аудиторских проверок и сбора налогов и др.
Таким образом, компьютеризация учета вносит фундаментальные изменения в систему бюджетного учета. Ей принадлежит ведущая роль в дальнейшем совершенствовании учета. Компьютеризация учета является важным фактором, обеспечивающим наиболее эффективное использование средств государственного бюджета. После разработки и широкого внедрения АСФР и ПЭВМ в финансовых органах стало возможным использовать казначейскую систему управления и создать автоматизированную систему государственного казначейства (АСГК).