Третий шаг: научить ребенка ставить цели, определять способы их достижения.

Ребенок должен четко знать, зачем, для чего ему нужна та или иная деятельность. Цель отряда складывается в конечном счете из личных целей каждого.

Приемы, которые помогут ребенку осознать значимость этого момента:

индивидуальные беседы, анкетирования, из которых можно узнать о наличии или отсутствии четких целей на смену;

– использование метафоричности, иносказания в виде притч соответствующего содержания, которые рассказывает педагог;

соотнесение своих целей с целями вымышленных героев;

– совместная разработка дневничков личностного роста и дальнейшая работа над ними;

планирование деятельности отряда на смену, например в форме РИД (разведка интересных дел), «Звездного круиза»;

поиск нужных дел (ПНД), которые помогут средствами «Орленка» приблизиться к разрешению проблем;

организационный сбор отряда, на котором обсуждаются личные цели детей и определяется общая цель отряда;

формирование органов самоуправления – совета командиров групп, который выполняет информационную, координирующую функцию;

выбор детских проектов для реализации в течение смены.

Результаты третьего шага: овладение умением ставить цели и выстраивать алгоритм их достижения; осознание собственных сил и возможностей для разрешения проблем коллектива; умение соотносить свои цели с целями других людей.

Критерии результативности:

– конкретная реализация детских проектов;

– реализация программы отряда;

– результаты диагностик.