Третий шаг: научить ребенка ставить цели, определять способы их достижения.
Ребенок должен четко знать, зачем, для чего ему нужна та или иная деятельность. Цель отряда складывается в конечном счете из личных целей каждого.
Приемы, которые помогут ребенку осознать значимость этого момента:
– индивидуальные беседы, анкетирования, из которых можно узнать о наличии или отсутствии четких целей на смену;
– использование метафоричности, иносказания в виде притч соответствующего содержания, которые рассказывает педагог;
– соотнесение своих целей с целями вымышленных героев;
– совместная разработка дневничков личностного роста и дальнейшая работа над ними;
– планирование деятельности отряда на смену, например в форме РИД (разведка интересных дел), «Звездного круиза»;
– поиск нужных дел (ПНД), которые помогут средствами «Орленка» приблизиться к разрешению проблем;
– организационный сбор отряда, на котором обсуждаются личные цели детей и определяется общая цель отряда;
– формирование органов самоуправления – совета командиров групп, который выполняет информационную, координирующую функцию;
– выбор детских проектов для реализации в течение смены.
Результаты третьего шага: овладение умением ставить цели и выстраивать алгоритм их достижения; осознание собственных сил и возможностей для разрешения проблем коллектива; умение соотносить свои цели с целями других людей.
Критерии результативности:
– конкретная реализация детских проектов;
– реализация программы отряда;
– результаты диагностик.