Второй шаг: предоставление информационного пространства, создание условий для добровольного выбора деятельности и самоопределения ребенка в предложенных видах деятельности.
Программа должна быть построена таким образом, чтобы предоставлять ребенку возможность постоянного выбора. Педагог призван обеспечить детей полной, интересно поданной информацией о многообразии видов деятельности.
В организационный период необходимо соотнесение предлагаемых в условиях лагеря видов деятельности с имеющимися у ребенка желаниями и его возможностями («проигрывание», «примерка» предлагаемых видов деятельности).
– Презентация программы. Во время игры авторитетные люди (администрация, вожатые) рассказывают ребятам о возможностях лагеря, основных событиях предстоящей смены, направлениях обучающей программы (клубы, мастерские). Необходимо представить весь спектр видов деятельности, которые возможны в условиях лагеря.
– Формирование органов детского самоуправления (с помощью, например, сюжетно-ролевой игры «Мы сами», в которой каждый ребенок отряда должен войти в одну из служб редакции: социологическую, спортивную, культуры и досуга, оформления и дизайна).
– Создание ситуации самоопределения подростков в собственном поведении, в выборе роли, позиции в данной смене, в данном коллективе.
Результаты второго шага: овладение умением делать осознанный выбор и действовать в соответствии с ним.
Критерии результативности:
– реальные успехи ребенка, проявление инициативы, рождение новых идей в выбранном виде деятельности;
– появление уверенности, активности в отстаивании своей точки зрения.