Цели и задачи
В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия «цель» и «задачи». Цель – образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному моменту времени. Задача – это частная цель, мини-цель, «это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели». Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым, побудительным. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы:
– было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности отряда, лагеря;
– для ее решения имелись реальные возможности;
– ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана;
– побуждать (мотивировать) реализующих программу детей и взрослых действовать в направлении ее достижения.
Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы.
И еще один принципиальный, с нашей точки зрения, момент. Определяя, формулируя цель предстоящей смены в отряде или лагере, педагог должен помнить, что истинно субъективная позиция участников педагогического процесса невозможна без их самоопределения по целям. Педагогические цели и задачи не вносятся извне, а вырабатываются совместно с детьми даже в том случае, если смена задается программой. Тогда самоопределение происходит в ее рамках.
Таким образом, прежде всего педагог помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами (объединениями) и перед каждым ребенком в отдельности, и формирует договорные отношения в сообществе уже в организационный период лагеря[5].
Цель может быть сформулирована в виде одной идеи, или же ее возможно сформулировать при условии учета следующих уровней целеполагания:
а) цели, определяемые социальными потребностями;
б) цели собственно педагогической деятельности;
в) цели объекта – определяются потребностями, интересами самих детей.
Задачи – это то, что необходимо для реализации целей, условия их реализации. Задачи могут быть сформулированы в двух видах:
а) задачи общие на весь период деятельности;
б) задачи по периодам (этапам) деятельности в динамике.