Основы теории потребления, предельная и общая полезность. Кривая Энгеля

Главным фактором потребительского выбора является по­лезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельст­ва, ограничивающие возможности покупателя в его приобрете­нии. Такими ограничителями являются цена и доход.

Предельной называют дополнительную полез­ность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции.

Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны.

Кривые Энгеля, названные так в честь Эрнста Энгеля (1821 — 1896), показывают количество того или иного товара, которое по­требитель готов купить при различных уровнях дохода (другие факторы, влияющие на спрос, принимаются как неизменные). Иными словами, данные кривые связывают количество приобре­таемого товара с доходом покупателей.

Для нормальных товаров характерен положительный наклон кривой Энгеля. Действительно, с ростом доходов население при­обретает больше подобных товаров. Для товаров низшего качества наклон кривой Энгеля является отрицательным: с повышением доходов покупатели приобретают все меньшее количество низко­качественных продуктов. Если потребление товара не зависит от уровня дохода, то кривая Энгеля является вертикальной.

Кривые Энгеля несут важную информацию о том, как реагиру­ет спрос на изменение в денежных доходах покупателей. Законо­мерности в соотношении между доходами и объемами покупок, определенные Энгелем, имеют важное значение для фирм-произ­водителей при оценке ими возможных объемов продаж и рыноч­ной конъюнктурой данного товара. В частности, Энгелем были выведены следующие закономерности:

• спрос на разные товары по-разному реагирует на изменения в доходах покупателей, товары, воспринимаемые как предметы роскоши, являются более восприимчивыми к подобным измене­ниям;

• потребление продуктов питания и других товаров первой не­обходимости слабо зависит от доходов населения, с ростом дохо­дов уменьшается доля потребительского бюджета, расходуемая на закупку данных видов товаров;

• с ростом доходов наблюдается более быстрое увеличение расходов потребителей на услуги (образовательные, медицинские, туризм и т.п.) и др.