ПЕРИОДИЗАЦИИ
Развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс, в котором этапы медленных количественных изменений закономерно приводят к резким скачкообразным качественным преобразованиям структуры и функции детского организма.
Каждая такая качественная ступень в индивидуальном развитии человека характеризуется рядом морфофункциональных особенностей, изучить которые — задача большого практического значения, так как без этих исследований невозможно действительно научное построение схемы возрастной периодизации.
К сожалению, сегодня наши знания биологических особенностей постнатального развития человека еще недостаточны и мы пока не в состоянии строго очертить даже его отдельные этапы. Поэтому проблема возрастной периодизации остается одной из актуальных для всего комплекса наук, исследующих развитие человека. Ее решения ждут медики, гигиенисты, психологи и педагоги.
В настоящее время предложено много схем деления на возрастные периоды постнатального развития человека. Одна из них (по А. А. Маркосяну, 1969) представлена ниже.
Новорожденный.................. 1 —10 дней
Грудной возраст................. 10 дней — 1 год
Раннее детство................... 1 —3 года
Первое детство.................... 4 года — 7 лет
Второе детство................... 8—12 лет мальчики
8—11 лет девочки
Подростковый возраст . . . 13—16 лет мальчики
. . . 12—15 лет девушки
Юношеский возраст. . . . 17—21 год юноши
. . . . 16—20 лет девушки
Зрелый возраст: I период 22—35 лет мужчины
21—35 лет женщины
II период 36—60 лет мужчины
35—55 лет женщины
Пожилой возраст............... 61—74 года мужчины
................... 56—74 года женщины
Старческий возраст .... 75—90 лет мужчины и женщины
Долгожители....................... 90 лет и выше
Эта схема, в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии, охватывает весь постнатальный онтогенез человека. Для педагогов более удобной является периодизация, построенная также на основе педагогических и социологических критериев и охватывающая возраст от рождения до 17—18 лет. Эта схема включает следующие периоды:
Младенческий............................................. до 1 года
Преддошкольный....................................... с 1 до 3 лет
Дошкольный................................................ с 3 до 7 лет
Младший школьный................................. с 7 до 11 —12лет
Средний школьный........................................ с 11 —12 до 15 лет
Старший школьный............................. с 15 до 17—18 лет
В заключение следует отметить, что всякая возрастная периодизация довольно условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей и подростков, для разработки научно обоснованной системы охраны их здоровья, для создания таких приемов воспитания и обучения, которые были бы адекватны каждой возрастной ступени и способствовали бы оптимальному развитию физических и психических возможностей детей и подростков.
Не следует также забывать, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости. Как мы уже указывали выше (см. разд. 2.10), возможны и задержка биологического развития, и его ускорение. В этой связи целесообразно определение биологического возраста детей и подростков, которое осуществляется с помощью различных методов. Наиболее надежным и доступным является определение биологического возраста по степени окостенения скелета (костный возраст, или скелетная зрелость) и стадиям развития вторичных половых признаков (см. разд. 8.3). Иногда для определения биологического возраста детей и подростков используют оценку их двигательных возможностей, которые сравнивают с существующими стандартами, характерными для того или иного возраста. Однако этот метод имеет ограниченное применение, так как позволяет говорить лишь о двигательном возрасте ребенка, что имеет значение в основном в спортивной практике.