ПРИНЦИПЫ СИСТЕМОГЕНЕЗА И ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Функциональной системой называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток, регулирующих их сокращение. Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности. Когда мы, движимые чувством голода, достаем из холодильника продукты питания, то для осуществления этого важного для нас действия в нашем организме содружественно участвуют: различные группы мышц, различные группы нервных клеток в спинном и головном мозге, органы, обеспечивающие равновесие нашего тела, органы зрения, дыхания и кровообращения. В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т. д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы. Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды. Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В описываемой выше функциональной системе, обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка. Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», так как он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание. Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза, т. е. особенности системогенеза, были разработаны известным советским физиологом академиком П. К. Анохиным (1898—1974) и его многочисленными учениками и последователями. В связи с тем, что эти вопросы важны для понимания развития механизмов регуляции физиологических функций и высшей нервной деятельности детей и подростков, мы остановимся на них более подробно в последующих разделах курса.