Анализ и совершенствование бизнес-моделей
Итак, мы формализовали деятельность банка и разработали все необходимые бизнес-модели в формате «как есть». Для некоторых банков этого вполне достаточно и можно уже считать достойным результатом.
Можно пойти далее и выполнить следующий проект «Анализ и совершенствование деятельности банка» на основе разработанных бизнес-моделей. Приведем список нескольких методов, используемых при анализе и совершенствовании 4-х групп бизнес-моделей.
1. Стратегическое управление
· SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз)
· Контроллинг (анализ показателей и реализации стратегии)
2. Управление бизнес-процессами
· Функционально-стоимостной анализ (+ имитационное моделирование бизнес-процессов)
· Анализ и оптимизация бизнес-логики процессов
· Оптимизация бизнес-процессов на основе расчета трудоемкости (включая имитационное моделирование бизнес-процессов)
· Анализ автоматизированности бизнес-процессов
· Анализ фрагментарности бизнес-процессов (минимизация организационных разрывов)
3. Управление персоналом и оргструктурой
· Анализ матрицы распределения ответственности
· Анализ матрицы гибкости сотрудников
· Анализ эффективности труда
· Анализ социометрической матрицы
· Оптимизация масштаба управляемости
4. Управление качеством
· Анализ показателей качества
· Аудит системы менеджмента качества (СМК)
· Причинно-следственный анализ
Рассмотрим общую схему развития и оптимизации деятельности банка — см. Рис. 1.22. Данная схема показывает, что недостаточно проанализировать и усовершенствовать бизнес-модели и деятельность банка. Важно правильно перейти в новое состояние, к бизнес-моделям «как надо». Любые изменения и перемены в организации, особенно в такой устоявшейся структуре как коммерческий банк, происходят довольно трудно и встречают массу сопротивлений среди сотрудников, которые давно привыкли к правилам работы.
Для успешного внедрения изменений необходимо разработать детальный план перехода к состоянию «как надо», а также мероприятия внутреннего PR по повышению лояльности сотрудников к изменениям.
Для управления изменениями в крупных банках существуют специальные нормативные документы (например, Положение об управлении изменениями) и структурные подразделения (Отдел организации и контроля изменений). Изменения могут проводиться не обязательно при периодическом анализе и совершенствовании бизнес-моделей. Они могут проводиться по заявкам подразделений банка, при изменении внешней среды банка (требования клиентов и рынка, указания регулирующих органов и т.д.).
Рис. 1.22. Схема развития и оптимизации деятельности банка резюме
Итак, еще раз подчеркнем, что разработка и активное использование в банке комплексной бизнес-модели является одним из ключевых факторов успеха, который способствует развитию банка, повышению эффективности работы сотрудников, функционирования бизнеспроцессов и реализации стратегических целей. Но разработка бизнесмоделей не должна проводиться только ради тотальной формализации деятельности банка. На основе бизнес-моделей должны выполняться реальные практические задачи, например: обучение сотрудников, внедрение информационных систем и систем управления, управление бизнес-процессами и др.
При разработке комплексной бизнес-модели рекомендуется использовать типовую бизнес-модель банка, чтобы «не наступать на одни и те же грабли» и не повторять с нуля весь путь, который уже проделали многие банки, внедрившие у себя комплексную бизнес-модель.