I. Информационное обеспечение рекламы

МОДУЛЬ 1. «СУЩНОСТЬ РЕКЛАМНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

ВВЕДЕНИЕ

Рекламный менеджмент: понятие, сущность, составляющие. Виды и основные этапы проведения рекламной кампании

Суть рекламного менеджмента может быть рассмотрена с различных сторон, с одной стороны, согласно системному подходу: реклама - одна из функциональных подсистем маркетинга, а маркетинг – одна из составляющих общей системы функционирования фирмы. Таким образом, управление рекламой является составным элементом системы управления маркетингом.

С другой стороны, согласно функциональному подходу,основными функциями рекламного управления являются:

  • информационное обеспечение рекламной деятельности
  • целеполагание и планирование рекламных мероприятий
  • организация и руководство практической реализацией поставленных целей
  • контроль

Исходя из этого:

Рекламный менеджмент - система элементов, участников, процессов и приемов по определению целей, организации, контролю и информационному обеспечению рекламы в единой системе с другими элементами маркетинга коммуникатора.

Субъекты рекламного менеджмента - высшее руководство фирмы-рекламодателя, руководители ее маркетинговой службы, сотрудники рекламных подразделений.

Объекты рекламного менеджмента - потенциальные потребители, торговые посредники, широкое общественное мнение и др.

Рассмотрим основные составляющие рекламного менеджмента.

I. Информационное обеспечение рекламы

Основные требования к организации информационного обеспечения рекламы

  • полнота и объективность информации
  • систематизированность информации
  • удобство использования информации
  • разумная достаточность для принятия эффективных управленческих решений

Виды маркетинговой и рекламной информации

а) вторичная информация: внутрифирменная бухгалтерско-финансовая отчетность; данные о показателях текущего сбыта, объемах затрат и получаемых доходов; сведения о движении денежной наличности и средств на различных счетах; показатели объемов товарных запасов; уровни цен фирмы и т. д. внешняя текущая маркетинговая клиентурные рынки, поставщики, контактные аудитории, органы государственного управления и др. поступает из разговоров с покупателями; в отчетах сбытовых агентов, дилеров и дистрибьюторов; из специальных журналов, справочников, информационных бюллетеней; из статей и других материалов газет и общедоступных журналов и т. д.

б) первичная информация, получение которой требует проведения специальных исследований.

II. Планирование рекламной деятельности

Планирование - управленческий процесс определения целей рекламной деятельности и путей их достижения.

Задачи рекламного планирования

  • определение места рекламы в комплексе маркетинга в тесной увязке с товарной, сбытовой и ценовой стратегией
  • осуществление системы мер по анализу, оценке и контролю РД
  • концентрация ресурсов рекламы на важнейших направлениях их
    использования
  • эффективное расходование бюджета
  • определение перспектив рекламы на долгосрочном уровне
  • объединение всех сотрудников, координация их деятельности.

Процесс планирования начинается с определения руководством миссии фирмы и видения (видение - чем и где компания планирует стать в конкретно обозначенное время в будущем). Миссия и видение отражаются во всех коммуникациях фирмы.

Следующий этап – ситуационный анализ. Направления ситуационного анализа:

  • Анализ внешней среды
  • Анализ внутренней среды
  • Анализ стратегических альтернатив дальнейшего функционирования фирмы.

В процессе ситуационного анализа исследуются следующие элементы и факторы маркетинговой деятельности фирмы:

  • отрасль экономики, в которой работает фирма (общие тенденции
    развития отрасли; характеристики спроса на ее продукцию; анализ деятельности крупнейших фирм в данной отрасли)
  • рынок (кто является покупателем; сегменты рынка; потенциал
    рынка; география рынка; история развития и тенденции изменения рынка; доля рынка конкретного товара, занимаемая фирмой и т.д.)
  • конкуренция (кто является конкурентом; сильные и слабые стороны конкурентов; особенности маркетинговой, в том числе рекламной, политики конкурентов; доля рынка, занимаемая конкурентом и т.д.);
  • поставщики и посредники (кто является поставщиком; его ближайшие конкуренты и возможность смены поставщика; обоснованность его ценовой политики; кто является посредником; к какому типу принадлежит (торговый, маркетинговый, финансовый); эффективность сотрудничества с посредником; его участие в совместной рекламной деятельности и т.д.)
  • фирма (история развития; сфера деятельности; тенденции развития; размер; репутация; сильные и слабые стороны; позиционирование фирмы относительно конкурентов и т. д.);
  • товар (инновационная деятельность; качество; дизайн; упаковка; сильные и слабые стороны; рекламная поддержка; позиционирование товара и т.д.);
  • ценовая политика (история развития; основные тенденции; сравнение с ценообразованием конкурентов; отношение со стороны менеджеров, покупателей, каналов распределения и т.д.);
  • сбытовая политика (история и оценка того, как и где распределялся товар; текущие тенденции; отношения фирмы с участниками каналов распределения; проводимая политика в сфере рекламы по месту продажи, рекламным программам с участием дилеров и т.п.);
  • коммуникационная политика (история развития; используемые элементы системы маркетинговых коммуникаций; бюджет; обзор рекламных стратегий, тем кампаний; эффективность предыдущей рекламной деятельности и т.д.)

Следующий этап - определение рекламных целей фирмы.

Чаще всего в качестве целей фирмы определяются:

  • позиционирование (перепозиционирование) фирмы
  • объем продаж в целом и по отдельным товарным группам
  • сбыт на отдельных целевых сегментах рынка
  • доля конкретного рынка, которую необходимо занять фирме
  • темпы роста объема сбыта в целом и по отдельным товарам, рынкам.

Рекламные цели должны быть конкретизированы. Например: «Среди 5 млн. владельцев автомобилей в стране увеличить число тех, которые считают средство X высокоэффективным средством автомобильной косметики, в течение года с 7% до 25%, Число осведомленных о средстве X следует увеличить с 14% до 55%».

Следующий этап – разработка коммуникационно-рекламной стратегии

Основными составляющими рекламной стратегии являются:

  • целевая аудитория

потенциальные потребители и те, кто принимает решение о покупке

  • концепция товара

Каким реклама представит товар целевой аудитории. Зависит, от того, как товар позиционируется, чем отличается от конкурентов, на какой стадии ЖЦТ находится, каковы его упаковка, качество, марка?

  • разработка каналов рекламных коммуникаций
  • разработка рекламного обращения

Рекламная стратегия реализуется в оперативных планах РК.