Содержание
Введение....................................................................................................... 2
I. Выбор электродвигателя и кинематический расчет............................... 3
II. Расчет зубчатых колес редуктора.......................................................... 5
III. Предварительные расчет валов редуктора...................................... 101
IV. Конструктивные размеры шестерни и колеса.................................... 12
V.Конструктивные размеры корпуса редуктора..................................... 13
VI. Первый этап компоновки редуктора.................................................. 14
VII. Проверка долговечности подшипника.............................................. 16
VIII. Расчёт и построение эпюр изгибающих моментов.......................... 21
IX. Второй этап компоновки редуктора.................................................. 25
X. Проверка прочности шпоночных соединений.................................... 26
XI. Уточнённый расчёт валов................................................................... 27
ХII. Вычерчивание редуктора................................................................ 322
ХIII. Посадки зубчатого колеса и подшипников................................... 333
ХVI. Выбор сорта масла......................................................................... 344
ХV. Сборка редуктора............................................................................ 355
Список литературы................................................................................. 366
|
Введение
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи. Указанные механизмы являются наиболее распространенной тематикой курсового проектирования.
Назначение редуктора — понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи — зубчатые колеса, валы, подшипники и т. д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников (например, внутри корпуса редуктора может быть помещен шестеренный масляный насос) или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).
Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назначения. Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т. д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и т. д.); относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью и т. д.).
В настоящем задании мы рассмотрим проектирование горизонтального конического редуктора.
I. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Наибольшее распространение в промышленности получили трёхфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Эти двигатели просты в конструкции и обслуживании, надёжны в эксплуатации, имеют небольшую стоимость.
Расчёт привода начинают с определения общего КПД кинематической схемы, общего передаточного числа и выбора электродвигателя.
КПД пары конических зубчатых колес ŋ1=0.97; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, ŋ2=0.99 (стр.5).
Общий КПД привода:
n = ŋ1·ŋ2·ŋ2 = 0.97·0.99·0.99= 0.951.
Требуемая мощность электродвигателя:
Nm=4.0 кВт
Частота вращения тихоходного вала
Не рекомендуется выбирать двигатели с об/мин и об/мин, т.к. при использовании двигателя с синхронной частотой вращения вала равной 3000 об/мин возникнут затруднения в реализации большого передаточного числа, а двигатель с синхронной частотой вращения вала = 750 об/мин имеет большие габариты и массу, что экономически невыгодно.
Выбираем по требуемой мощности Ртр = 3.26кВт
С учетом того, что передаточное число u одноступенчатых конических редукторов с прямозубыми колёсами, как правило, не выше трёх; в редких случаях u=4
Частота вращения вала двигателя:
n=nт*u
nmin=353.5*2=707 об/мин
nmax=353.5*4=1414 об/мин
выбираем электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1000 об/мин 4А 112 МВ6 УЗ, с параметрами Рдв = 4 кВт и скольжением s = 5.1% (ГОСТ 19523—81 стр.390).
Номинальная частота вращения:
nдв = n·(1-s) = 1000·(1-0,051) = 949 (об/мин), а угловая скорость:
ωдв = = =99.3(рад/с)
Проверим общее передаточное отношение:
i = = = 2.68 что можно признать приемлемым, так как оно не выше трёх. Частные передаточные числа можно принять: для редуктора по ГОСТ 2185—66 up = 2.8 (стр.36).
Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора:
Ведущий вал | (об/мин) | (рад/с) |
Ведомый вал | (об/мин) | 37 (рад/с) |
Вращающие моменты:
на валу шестерни
T1 = = = 32.8·103 (Н·мм)
на валу колеса
T2 = T1·up = 32.8·103·2,8 = 91.9·103 (Н·мм).
II. Расчет зубчатых колес редуктора.
Примем для шестерни и колеса одну и ту же марку стали с различной термообработкой (полагая, что диаметр заготовки не превысит 120 мм). Выбираем материалы со средними механическими характеристиками, для шестерни и колеса сталь 45, термическая обработка — улучшение, твердость НВ 230 –для шестерни,210-для колеса (стр.34, табл.3,3).
Допускаемые контактные напряжения рассчитываем по формуле:
[σH] = ,
где σHlimb — предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением):
σHlimb = 2·HB +70;
KHL — коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL = 1; коэффициент безопасности [SH] = 1,15, тогда
Коэффициент KHB при консольном расположении шестерни - KHB=1,35 (табл. 3.1, стр. 32).
Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию ψbRe=0.285 (рекомендация ГОСТ 12289-76).
Внешний делительный диаметр колеса (по формуле 3.29 стр. 49)
В этой формуле для прямозубых передач Kd=99; передаточное число
u=up=2.5;
de2=207мм
Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение de2=200мм (стр. 49).
Примем число зубьев шестерни z1=16. Число зубьев колеса
z2=z1u=16∙2.8=45.
Примем z2=45. Тогда
Отклонение от заданного , что меньше установленных ГОСТ 12289-76 3%.
Внешний окружной модуль
(округлять me до стандартного для конических колёс не обязательно).
Уточняем значение
de2=mez2=4.5·45=202.5 мм
Отклонение от стандартного значения , что допустимо, так как менее допускаемых 2%.
Углы делительных конусов
Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b:
Принимаем b=31 мм.
Внешний делительный диаметр шестерни
de1=me·z1=4.5·16=72. мм
Средний делительный диаметр шестерни
d1=2(Re-0.5b)sinδ1 = 2∙(107-0.5∙31)sin19˚36 = 60.66 мм
Внешние диаметры шестерни и колеса по вершинам зубьев
dae1=de1+2mecosδ1=72+2·4.5cos19˚36΄
dae1=80.49 мм
dae2=de2+2mecosδ2=202+2·4.5cos70˚24΄
dae2=205 мм
Средний окружной модуль
Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру
Средняя окружная скорость колёс
Для конических передач обычно назначают 7-ю степень точности. Для проверки контактных напряжений определяем коэффициент нагрузки:
KH=KHβKHαKHυ
По таблице 3.5 (стр. 39) при Ψbd=0.56, консольном расположении и твёрдости HB<350 коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, KHβ=1,2.
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, KHα=1,0 (таблица 3.4).
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для прямозубых колёс при υ<=5 м/с KHυ=1.05 (таблица 3.6).
Проверяем контактное напряжение по формуле 3.27 (стр. 47).
Силы в зацеплении:
окружная ;
радиальная для шестерни равная окружной для колеса
осевая для шестерни, равна радиальной для колеса,
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба (формула 3.31, стр.50)
.
Коэффициент нагрузки .
По таблице 3.7 при Ψbd=0.5, консольном расположении, валах на роликовых подшипников и твёрдости HB<350, значения KFβ=1.5.
По таблице 3.8 при твердости HB<350, скорости υ=3.01 м/с и седьмой степени точности KFυ=1.25 (значение взято для восьмой степени точности в соответствии с указаниями на стр. 53. В соответствии с ними для редукторных конических зубчатых передач надо, как правило, назначать седьмую степень точности изготовления, но значения коэффициентов берут такие, которые соответствуют восьмой степени точности цилиндрических зубчатых колёс).
Итак, .
YF-коэффициент формы зуба выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
для шестерни ;
для колеса
При этом YF1=4.28 и YF2=3.60 (стр. 42).
Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
По таблице 3.9 для стали 45 улучшенной при твердости НВ < 350
Для шестерни: = 1,8·230 = 414 (МПа);
Для колеса: = 1,8·210 = 378 (МПа).
Коэффициент запаса прочности [SF] = [SF]’[SF]” .По таблице 3.9
[SF]’ = 1,75, для поковок и штамповок [SF]” = 1.
Таким образом, [SF] = 1,75·1=1.75.
Допускаемые напряжения при расчёте зубьев на выносливость:
для шестерни:
Для колеса:
Находим отношение :
для шестерни:
для колеса:
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем зуб колеса:
Условие прочности выполнено.