Искусства

Мышление является активным процессом отражения объектив­ного мира. Возникая в процессе деятельности людей, оно связано с решением конкретных задач. Результаты мышления связаны с ре­чью и выражаются в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Известно, что визуальное (зрительное) восприятие является од­ним из важнейших условий успешной жизнедеятельности человека. Психологами установлено, что посредством зрения человек получа­ет свыше 90% информации, на основе которой он строит опти­мальную стратегию взаимодействия с окружающим миром. От это­го зависит его выживание как в онтогенетическом, так и в филоге­нетическом плане.

В мировой науке проблема визуализации стала разрабатываться с конца 1960-х годов в США. Несмотря на то что разные точки зрения на эту междисциплинарную проблему еще ждут своего со­гласования, не вызывает сомнения, что изучение закономерностей визуального восприятия играет большую роль для решения теоре­тических и практических задач педагогики, психологии и искусство­ведения, иконики и семиотики. В настоящее время наблюдается процесс стремительной визуализации культуры и всех форм подачи зрительного материала в мировой системе информации, а измене­ние ряда производственных процессов повлекло за собой необходи­мость обретения специальных навыков визуального восприятия и разработки методик обучения визуальному мышлению.

В трудах зарубежных и отечественных ученых (Р. Арнхейм, Дж. Гибсон, Р. Грегори, В. П. Зинченко), посвященных визуально­му восприятию, оно рассматривается как визуальная грамотность (или компетентность) и как визуальное мышление. Отметим, что в первом из названных значений оно зафиксировано в Российской педагогической энциклопедии, будучи отнесено к направлению со-116


временной педагогики, которое исследует проблемы развития на­выков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией1.

Более детально содержание понятия «визуальное восприятие» разработано в искусствоведении и психологии, где оно ассоцииру­ется с мышлением. Так, крупнейший специалист в этой области американский психолог и искусствовед Р. Арнхейм определяет ви­зуальное восприятие как активный динамический мыслительный процесс («мышление посредством визуальных операций»), имею­щий сходство с процессом интеллектуального познания. Отечест­венный психолог В. П. Зинченко конкретизирует его содержание, характеризуя визуальное мышление как человеческую деятель­ность, продуктом которой является создание новых визуаль­ных форм, отличающихся автономностью и свободой по от­ношению к объекту восприятия.

Приведенные высказывания ученых дают основание рассматри­вать визуальную грамотность как первую ступень визуального мышления. Опыт восприятия произведений изобразительного ис­кусства имеет в этом отношении особую значимость. «Карти­ны, — считает американский психолог Дж. Гибсон, — более под­ходящий объект для восприятия, чем слова. С их помощью легче разбудить воображение, вызвать воспоминания, сформировать ожидания. С помощью картин можно проникнуть в богатейшую ре­альность естественного окружения гораздо глубже, чем с помощью слов»2.

По мнению специалистов, в пространстве визуального мышления можно выделить его особый художественный тип (художественное зрение)3. Особенностью этого типа является его духовный характер и наглядно-чувственная форма выражения его результатов средствами изобразительного искусства. Исследо­вание названного типа мышления, являющегося основой художест­венного восприятия и интерпретации изображений, представляет собой одну из важнейших задач музейной педагогики, ибо, по спра­ведливому замечанию Р. Арнхейма, в период глобальной визуализа­ции искусство, как высшее проявление культуры, может иметь смысл, лишь пронизанное творческой визуальной мыслью4.

1 См.: Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 1993.

2 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М., 1988. С. 331.

3 См.: Руубер О.О. О закономерностях художественного визуального восприятия.
Таллин, 1985; Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды ху­
дожником в создании пластической формы. М., 1984.

* Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.


Мир созданных человеком предметов, находящихся в музейной среде, может быть охвачен только взглядом. Успешность процесса их восприятия и познания зависит от опыта личного общения с произведением, способности осмыслять полученную информацию и корректировать свои суждения в соответствии с ней. Музей дает опыт личного соприкосновения с отраженной в художественных памятниках реальностью истории, культуры и природы, который не способны обеспечить ни школа, ни телевидение, ни такие дос­тижения цивилизации, как сеть Интернет. По авторитетному мне­нию М. С. Кагана, «восприятие произведений искусства в психологическом отношении сложнее не только восприятия всех других культурных предметов, но и обыденного воспри­ятия реальности, потому что искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических "механиз­мов" 1. Это выражается прежде всего в сотворческом восприятии произведений искусства, в которых реальное восприятие художни­ком-творцом окружающего мира обогащено его творческой фан­тазией. Опыт такого восприятия исключительно важен для всех сфер духовной жизни личности.

Процесс глобальной визуализации представляет для искусство­ведов, психологов и культурологов серьезную и многоаспектную проблему. Неоднократно отмечено, что современное искусство стремится утвердить свою эстетическую автономию ценою разрыва с жизнью и той абсолютизацией новизны, которая превращает но­ваторство в самоценность (Ф. Маритен, X. Ортега-и-Гассет, А. Я.. Зись). Истоки этого восходят к искусству русского авангарда начала XX в. Ряд художественных концепций нашего времени, на­следуя и по-новому преломляя идеи авангардистов, ориентирован на преодоление престижа книжно-письменной культуры. Отсюда ориентация деятелей изобразительного искусства на визуальные формы выражения, отрицающие литературное (сюжетное) начало культуры и утверждающие предмет как самоценность. Не случайно художники последних десятилетий так энергично использовали в своих произведениях наряду с привычными зрителю, нетрадицион­ные в художественном плане материалы. К ним относятся и фраг­менты реальной жизненной среды: часы, телефонные аппараты, элементы аудио- и видеоаппаратуры, которые, с одной стороны, рассматриваются как свидетельство движения искусства в сторону девальвации историко-культурной реальности (произведения

Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб., 1997.


И. Бойса, Т. Олвденбурга и др.), а с другой — как утверждение ос­нованной на предметности визуальности: «В отличие от писателя или музыканта, художник создает предметный объект, который, сколько бы ни удалялся по своей организации от реального мира, тем не менее всегда, имея зримый характер, связан с впечатления­ми художника от реального мира и с условиями зрения человека» . Под условиями зрения в данном случае подразумевается способ­ность человека к визуальному мышлению.

return false">ссылка скрыта

Что касается искусства новейшего времени, то стремление к «освобождению от материала» привело в выставочные и музейные залы произведения, авторы которых насыщают художественный об­раз движущимся и постоянно меняющимся (экранным) «текстом», делающим личный контакт с экспонатом достаточно условным, в отличие от традиционной изобразительной культуры. В связи с раз­витием экранного восприятия музееведы и культурологи, сравнивая музей с «застывшим фильмом», уже на рубеже 1980—90-х годов высказывали мысль о необходимости новых идей в области комму­никации. Идей, которые позволили бы интенсифицировать процесс осмысления посетителем духовно-чувственного ценностного потен­циала музея, ибо, как справедливо отмечает известный психолог В. Франкл, «ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить»2. Эта фраза особенно актуальна в контексте анализа современного искусства с его ярко выраженной экспансией виртуальности, делающей, через информационные технологии, дос­тупным все многообразие мировой художественной культуры и соз­дающей новые условия для творческого развития личности3.

Музей в условиях глобальной визуализации культуры, осваивая через диалог культуры традиционной и новой — порожденной тех­нократическими процессами — сложную картину современного ху­дожественного развития, включается в педагогический процесс как:

школа визуального мышления, приобщающая ребенка и
учителя к окружающему миру с помощью произведения искусства
(памятника), несущего в себе общечеловеческое и личностно-важ-
ное содержание либо представляющего вариативный взгляд на мир
(современное искусство);

пространство, аккумулирующее художественно-эсте­
тический опыт человечества
и оказывающее влияние на форми-

1 Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником
в создании пластической формы. М., 1984. С. 62.

2 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 47.

3 ДриккерА.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000.


рование художественно-эстетических способностей личности и ее саморазвитие;

«фильтр качества» в отношении человека к жизни и окру­жающей среде в ее предметном и нравственно-философском плане, что приобретает дополнительную актуальность в условиях увеличи­вающегося визуального потока и визуализации средств коммуника­ции и массовой культуры1.