Глава 13. Марксизм и государство

 

Подробное изложение марксистских взглядов на буржуазные, феодальные и рабовладельческие государства — излишне. Эта тема очень полно и всесторонне, да ещё и в дискуссионно-полемической форме, была раскрыта Лениным в работе "Государство и революция". Узловой момент можно напомнить и интерпретировать.

Марксизм беспощадно сорвал с государства все религиозные наряды, все мистические корсеты, все псевдопатриотические лифчики и трусики. В результате государство предстало нагишом в своём подлинном естестве — аппарата насилия, поставленного над обществом. Само зачатие государства — акт глубоко безнравственный. Все мифы о непорочном зачатии какого-либо государства — сказки. Государство выскакивает, как шиш из-за угла, примерно с такой же неизбежностью, с какой перед владельцем пары ларьков являются рэкетиры. Классическим примером такого именно зарождения государства является возникновение Киевской Руси.

Богатевшему городу Новгороду явилась "крыша" из числа варяжских дружин. Купеческий город принял услуги одной "крыши", так как это выгоднее, чем участвовать самому в разборках с бесчисленным количеством "крыш", в том числе "отмороженных", не столько обирающих, сколько жгущих и убивающих. И даже спустя столетия, даже после расцвета и распада Киевской Руси на отдельные княжества, — даже после этого "крышный" характер отношений между государством ("князьями") и обществом (например, теми же новгородцами) — остался прежним. Здесь позволю себе отступление, чтобы заметить: в первые десятилетия своего существования муза кино была на удивление реалистичной. Это только потом вместо характеров появились имиджи, а вместо позиций поза. Я это отметил для себя при просмотре кинофильма "Великий король", отснятого в Третьем Рейхе. Невзирая на понятную обстановку и более чем понятную идейную направленность, кинофильм этот с потрясающим реализмом показывал, например, разгром немцев русскими под Куннерсдорфом, весьма проблемные стороны характера "великого короля" Фридриха Второго и многое другое. И то же самое бросилось в глаза при просмотре первого советского фильма об Александре Невском. Он по сути начинается с картины, очень знакомой большинству нынешних предпринимателей. На нас "наехали", а "родная крыша" манежится, что-то выгадывает себе и отнюдь не спешит вступать в дело. Именно так в начале фильма ведёт себя Александр Невский. И передаваемый в истории эпизод в битве на Неве со шведами — эта история о том, как Александр "наложил копьем печать на чело Биргера" — она очень показательна, если посмотреть на нее реалистически. Какова вероятность во время столкновения большой массы людей схождения в поединке именно двух полководцев, даже если они захотят этого? Куда подевалась охрана этих великих лиц, чем она занималась во время поединка? С каких это пор именно полководцы физически дерутся друг с другом? Как бы развивалась дальше история, если бы копье оказалось более длинным не у Александра, а у Биргера? Эти необъяснимые вещи легко объясняются, если понять, что там было не сражение, а бандитская разборка между двумя "крышами". Одной — новенькой варяжской "крыши". Другой — тоже варяжской, но старой, давно обрусевшей. Видимо, в тот момент новгородцы сумели поставить вопрос ребром: разберитесь между собой лично, а нам всё равно, кому платить. И тут уж надлежащим образом мотивированный Александр так шарахнул копьём Биргера, что тому небо показалось с овчинку, после чего новая шведская "крыша", естественно, откланялась. А всё остальное — сочинительство и романтика. Подчас совсем уж нелепая, несуразная, не укладывающаяся ни в какие реалии. Например, как можно приписывать какие-то стратегические способности "полководцам", которые не нашли ничего умнее, как вывести свои якобы многотысячные армии на … лед глубокого озера?

Итак, вплоть до социалистической революции государство — не более чем бандитская "крыша". Которую следует определить в музей древностей, где она и должна занять подобающее ей место рядом с прялкой и бронзовым топором.

 

В 1905 году появляется, а в 1917 году утверждается ранее неслыханное словосочетание — "советская власть". Понятию "советская власть" в каком-то смысле повезло. Многим умникам это понятие оказалось настолько непонятным, что сии умники не смогли его исказить и оклеветать. Непонятными остаются два существенных признака советской власти — именно то, что 1)она зарождается "снизу" и 2)существует по принципу "производственного округа". И здесь я предпочитаю от теории перейти к тому, что сам видел, в чем иногда даже участвовал:

Кажется, в 1991 году я присутствовал на собрании стачкома работников троллейбусного парка. Среди поднятых вопросов был и такой, как ремонт проезжей части улиц города.