Пространственная циркуляция

В процессе пространственной циркуляции совершается маневрирование ПЛ по курсу с одновременным движением в поперечной плоскости по крену. При этом при появлении угла дрейфа возникает поперечное обтекание ПЛ, при котором появляются возмущающие гидродинамические силы в вертикальной плоскости, меняются условия балансировки ПЛ и возникает необходимость одержания ПЛ по глубине. Необходимость размещения эффективных ракетных комплексов привела к изменению архитектуры корпуса современных ПЛ и возникновению новых особенностей в управляемости ПЛ при пространственной циркуляции. Была выявлена структурная неустойчивость движения. Установлена существенная зависимость кренящих моментов от знака балансировочных углов дифферента и кормовых горизонтальных рулей при циркуляции. Это потребовало координированного управления перьями вертикальных и горизонтальных рулей ПЛ при пространственной циркуляции. При циркуляции в подводном положении современные лодки имеют внутренний крен, вызванный превышением центра давления над центром тяжести из-за наличия рубки. Угол крена может достигать 30–35 град. в начальный период выполнения маневра и 7–10 град. на установившейся циркуляции. Центр давления ПЛ – точка приложения равнодействующей гидродинамических сил. Центр балансировки ПЛ – точка приложения равнодействующей гидродинамических и гидростатических сил, действующих на ПЛ. Расположен в корму от центра давления ПЛ. Для больших скоростей центр балансировки стремится к центру давления.