Управление маневрированием ПЛ

Изучая управляемость ПЛ, пространственное движение ее условно разделяют на движение в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В качестве критерия динамической устойчивости используют следующий критерий

(13.40)

где – гидродинамические коэффициенты момента подъемной силы и момента демпфирования соответственно; ; М – масса ПЛ, – полное водоизмещение, – длина ПЛ.

ПЛ является динамически устойчивой при отрицательной величине коэффициента . При – ПЛ динамически нейтральна. При – ПЛ динамически неустойчива. Учитывая высокие скорости движения и сравнительно небольшие глубины погружения, современные ПЛ обеспечивают динамическую устойчивость при движении в вертикальной плоскости. При движении в горизонтальной плоскости явление неустойчивости ПЛ не грозит такими пагубными последствиями, как возможность провала лодки за рабочую глубину. Инверсная скорость – скорость, при которой ПЛ не управляется кормовыми горизонтальными рулями. В этом случае центр давления ГР проходит через центр балансировки. При высоких скоростях хода положительная перекладка рулей приводит к погружению ПЛ. На малых скоростях та же перекладка явится причиной всплытия ПЛ. Для современных ПЛ инверсная скорость обычно равна 1,5–4 узла. Для носовых ГР инверсная скорость не имеет значения, так как они расположены вне центра перемещения балансировки.