Вопрос #1. Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений, как движение от хаоса к космосу. Олимпийская мифология.

Определения мифа (по практикуму):

  • устная (находящаяся в движении-вариативность) форма, выражающая отношение человека к чему-либо
  • освоение мира на первоначальном этапе истории

 

Культура народа начинается с мифа согласно археологии сознания, так как каждый народ проходит этап мифологического сознания, чертами которого является:

  • Слабая выделенность человека из окружающего мира
  • Слабая развитость абстрактного понятия=>антиномия

 

! Характерная черта мифов- метаморфозы (превращение живого в неживое и наоборот).

Древне-греческая мифология, основные особенности:

  • Хтонизм (ранний этап) - человек мыслит себя состоящим из земли и её порождений. Фетишизм (живущее в предмете, никак не отделяли от самого предмета, и поклонялись ему)
  • Анимизм (миксантропия - соединение черт человека и животного)

Олимпийский (героический)-локализованность (Олимп), больше веры в свои силы, устойчивости, богатство, гармония, красота (космос), упорядоченноcть (от ХС к КСМС), стремление Зевса к установлению порядка, власть делят вместе

  • ранний героизм (переход к патриархату, герои, которые расправляются с чудовищами, спасая народ от опасных созданий (победа Ч. над природой))
  • поздний героизм (влияние литературной обработки, утрачивается страх перед богами)

 

Мифология греков сохранилась обильно из-за обращения античной культуры к ней, например, вставки мифов в произведениях Гомера.

Движения от хаоса к космосу

Эволюция мифологических представлений сыграла важную роль в развитии цивилизации. Движение к космосу явилось первым этапом перехода к научному познанию мира. Космос- это немифологический мир, в котором существуют естественные, независимые от людей и Богов процессы. Стоит обратить внимание на поздние тео-космогонические мифы, в которых на природные процессы переносятся социальные, общинно-родовые, кровнородственные отношения между людьми. Вопрос о происхождении мира трактовался с позиций происхождения общины, рода, племени, народа, представлений о смене поколений в пределах рода, о семейно-бытовых отношениях в нем. А образы богов, героев, других персонификаций обобщали отдельные стороны жизнедеятельности родовой общины (сначала матрилинейной, а затем патрилинейной). Содержанием теокосмогонических мифов выступали картины происхождения богов, смена поколений богов и их борьба между собой, их природно-определенные связи и отношения со смертными людьми и др. Теокосмогонические мифы — высшая форма мифотворчества, которая уже содержит зачатки научного отражения мира. Эти мифы рационализировали мифологию посредством ее историзации (совершенствование понятий, воспроизводящих историю мира) и систематизации.

Таким образом, историческая заслуга древнегреческих теокосмогонических мифологий состояла в выработке общего представления о Космосе, которое служило важной предпосылкой возникновения научного познания мира.

Олимпийская мифология

Мифы этого цикла повествуют о жизни олимпийских богов (пантеон богов).

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

Список: Аид, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Гера, Гермес, Гестия, Гефест, Деметра, Дионис, Зевс, Посейдон. Все мифы об этих богах принадлежат к циклу Олимпийской мифологии.