Искусство как историко-художественный процесс. Художественный прогресс.

Понятие и критерии общественного прогресса. Несводимость факторов культурно-художественного процесса к социальным стимулам. Специфика понятия и критериев художественного прогресса. Диалектическое отрицание в искусстве. Традиция понимания истории искусства как суммы уникальных художественных произведений. Отрицание прогресса в искусстве. Принцип историзма и проблема объективных закономерностей историко-художественного процесса.

 

Метод и стиль в искусстве.

Метод как эстетическая категория. Метод – исторический тип художественного сознания: концепция личности, мира, общества; определенная система художественных форм.

Четыре аспекта метода: гносеологический, ценностно-ориентирующий (аксиологический), конструктивный, знаково-коммуникативный. Метод – динамичная система принципов, определяемая эстетической установкой художника.

 

Художественный метод как категория художественного творчества и категория истории искусства.

Художественный метод и направления в искусстве. Художественный метод и стиль – разные плоскости анализа произведения искусства: метод – обозначение технологии творческого процесса; стиль – объективация творческого процесса в согласованном единстве форм, выражающих эстетическую концепцию автора. Стиль как закон формы, как единство в многообразии. Трактовки стиля в эстетике XIX века (Г. Вельфлин).

Факторы формирования стиля.

Художественная традиция, стилевая среда и тенденции эпохи. Художник и его эстетическая концепция. Индивидуальная манера, в которой проявляется характер дарования. Стиль как «верный отпечаток внутренней жизни художника» (Гете). Зрелость эстетической концепции как основа стиля. «Стиль покоится на глубинах познания» (Гете). Взаимоотношения метода и стиля в различные эпохи искусства.