Природа искусства.

Искусство как феномен культуры. Искусство и общество. Искусство и личность. Назначение и смысл искусства. Основные тенденции в понимании природы искусства в истории развития философия искусства. Диалогическая природа искусства (Гегель, Достоевский, Бахтин). Концепции природы искусства в современной философии искусства (лингвистическая философия искусства, психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальтпсихология, интуитивизм и др.). Структура искусства как целостного художественного процесса: художник – художественное произведение – художественное восприятие.

 

Художественное творчество и художественное сознание.

Природа художественного творчества. Созидание нового. Репродуктивное начало в творческом акте. Реализация эвристической роли искусства. Свобода и детерминированность творчества художника. Личность художника. Фундаментальные характеристики личности художника как субъекта культурной деятельности: языковая компетентность (владение языком искусства); интенциональность языковой деятельности (следование регулятивным правилам художественного языка, сложившимся в истории искусства, и конституирование новых правил).

Понятие о художественной одаренности, художественной способности и художественном таланте. Их взаимосвязь. Возможности развития одаренности до уровня таланта, проблема реализации этих возможностей. Талант и гений в искусстве (Кант, Шопенгауэр, Бергсон, психологические исследования о таланте и гении). Художественное сознание и его специфические механизмы: воображение (репродуктивное и творческое), память, интуиция.

Художественные представления. Их соответствие синтетической природе искусства и универсализму художественного сознания, типы и возможности. Система художественных представлений как идеальная модель художественного произведения.

Художественная эмоция, ее природа и отличие от обыденных эмоций. Авторские эмоции, их влияние на процесс сочинения и исполнения. Художественные представления и художественные эмоции как основа вариативной множественности эмоционального содержания создаваемого художественного произведения. Особая роль художественных эмоций в осуществлении назначения искусства и реализации его смысла. Соотношение интеллектуального и эмоционального начала в художественном сознании.