Тема 7. Оратор и аудитория

Для того чтобы выступление было успешным оратор должен хорошо подготовится к нему. Во-первых, он должен озаботиться своим внешним видом, в котором также проявляются и личностные характеристики. Внешний облик оратора должен располагать к себе слушателей. Небрежность в одежде или в причёске может вызвать раздражение у аудитории и даже хорошо подготовленная речь станет провальной. Кроме того, оратор должен помнить о технике речи. Овладение техникой речи позволяет оратору: 1) уверенно чувствовать себя в любой аудитории; 2) не испытывать утомления при многочасовой нагрузке на речевой аппарат; 3) добиваться максимального контакта с аудиторией.

Техника речи включает в себя: фонационное дыхание (отличается от повседневного дыхания энергичным вдохом и длительным равномерным выдохом); голос (его основные характеристики: сила, полетность, тембр и выразительность); дикцию (отчётливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний); интонацию (ритмико-мелодическое и логическое членение речи). Для отработки техники речи необходимо выполнять специальный массаж и конечно ежедневно выполнять соответствующие упражнения.

Важно уметь правильно ставить ударение в словах, для этого необходимо всегда иметь под рукой орфоэпический словарь. По возможности нужно избавиться посредством речевого тренинга от недостатков произношения таких как «аканье», «цеканье», «дзеканье». Нечетка артикуляция, гнусавость, бормотание, монотонность – вот далеко не полный перечень недостатков речи, способных испортить впечатление от самой лучшей по содержанию речи.

Речевой тренинг помогает избавиться от большинства недостатков. Он включает в себя упражнения на развитие дыхания, тренировку интонации, упражнения для выработки произношения звуков. Самый известный речевой тренинг был разработан Савковой З.В.

Оратору необходимо помнить о жестах. Лучше не использовать жесты вообще, чем злоупотреблять ими. Жесты должны подчеркивать выразительность речи, поэтому их использование требует тщательного подбора и анализа.

Перед выступлением оратор должен чётко представлять себе позицию, которую он займёт во время речи: информатора, комментатора, собеседника, советчика или эмоционального лидера. Не рекомендуется позиция наставника или просителя, ибо эти позиции ведут к коммуникативному самоубийству.

Позиция оратора напрямую зависит от аудитории. Оратор всегда должен заранее изучить аудиторию, перед которой будет выступать.

Аудитории делятся а) по степени однородности на: однородные и разнородные б) по отношению к оратору на: благожелательную, равнодушную, неблагожелательную; в) по возрасту на: детскую, молодёжную, среднего и старшего возраста; г) по степени подготовленности на: хорошо подготовленную, подготовленную и мало подготовленную; д) по типу психики на: ригидную и гибкую.

Однородная аудитория самая удобная для любого выступления. В разнородной аудитории необходимо ориентироваться на плохо подготовленных слушателей. Благожелательная аудитория хорошо реагирует на выступление. Тезис можно сформулировать во вступлении, а потом приводить доводы. Равнодушную аудиторию необходимо завоевать. Для этого существуют различные приёмы захвата и удержания внимания (увлекательное начало, эмоциональность, авансирование, диалогизация, обращение к юмору, доверительность, переключение внимания, изменение интонации, тембра, темпа голоса). В неблагожелательной аудитории рекомендуется сначала изложить доводы, а потом сделать вывод и занять позицию информатора.

В детской аудитории использовать средства наглядности, рассматривать только один вопрос, выступать коротко, говорить быстро и эмоционально.

В молодёжной аудитории темп речи должен быть быстрым, следует избегать позиции наставника.

Аудитория среднего и старшего возраста интересуется вопросами материального благосостояния, повседневного быта и общественно-политическими темами. Темп речи должен быть медленным. Оратор должен обращаться к опыту слушателей, занимать позицию информатора, ссылаться на авторитеты, статистические данные.

Ригидная аудитория верит авторитетам, неохотно меняет своё мнение. Переубедить такую аудиторию практически невозможно, но можно информировать.

Гибкая аудитория восприимчива, подвижна, охотно вступает в диалог с оратором, хорошо воспринимает и стремится оценить доводы оратора.

Хорошо подготовленная аудитория всегда ориентирована на получении какой-либо новой информации по известной теме. Даная аудитория приветствует обращение к абстрактным рассуждениям, диалогичность. При выступлении перед подготовленной аудиторией необходима наглядность, конкретные доводы, следует избегать абстрактных рассуждений. Мало подготовленная аудитория требует медленного темпа, вопросно-ответной формы выступления, эмоциональности. В такой аудитории хорошо воспринимаются психологические аргументы.

Оратор должен обладать внутренним бесстрашием и уверенностью в себе. Это помогает ему не растеряться в трудной ситуации. Он должен помнить о том, что юмор помогает снять напряжение, устранить конфронтацию. Все навыки необходимые оратору приобретаются посредством каждодневных тренировок и опыта.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что включает в себя техника речи?

2. Почему важно работать над техникой речи?

3. Какие позиции может занимать оратор в процессе выступления, от чего зависит этот выбор?

4. Какие типы аудитории наиболее благоприятны для выступления?

5. Какие существуют приёмы захвата и удержания внимания?