I. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича

(нами приводится подробное описание данной методики, далее все опросники просто перечисляются)

 

Наиболее известной и приемлемой, на наш взгляд, является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, апробированная Д.А.Леонтьевым (6, 3-8). Стимульным материалом в данной методике служат два списка по 18 ценностей – терминальных и инструментальных – с краткой расшифровкой содержания каждой. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности определены как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Эти списки ценностей получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).

Испытуемому предлагается проранжировать карточки из плотной бумаги, размером 150 x 50 мм с наименованием ценностей и обозначением на оборотной стороне «Т» или «И». Ранжируются последовательно терминальные, затем инструментальные ценности. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сделать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, насколько он уверен в том, что при повторном опыте был тот же порядок. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.

Список «Терминальных ценностей»:

- активная, деятельная жизнь;

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

- наличие хороших и верных друзей;

- общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- равенство (братство, равные возможности для всех);

- самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

- свобода как независимость в поступках и действиях;

- счастливая семейная жизнь;

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

- удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

 

Список «Инструментальных ценностей»:

- аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

- воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

- высокие запросы (высокие притязания);

- жизнерадостность (чувство юмора);

- исполнительность (дисциплинированность);

- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

- непримиримость к недостаткам в себе и других;

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- ответственность (чувство долга, умение держать слово);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать им ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи, вкусы, привычки);

- честность (правдивость, искренность);

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- чуткость (заботливость).

 

Карточки с наименованиями ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала 18 карточек «терминальных ценностей», затем 18 карточек «Инструментальных ценностей».

Доминирующая направленность ценностных ориентаций четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности, с одной стороны в сферу труда, а с другой – в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона (3, 36).