АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗов
На рубеже веков социально –экономическая ориентация России на демократическое общество, с одной стороны, и на рыночные отношения, с другой, повлекла за собой реформирование экономических, политических, информационных, духовных и других сторон жизни. Наибольшим изменениям, на наш взгляд, подверглась духовная сторона жизни, а именно система духовно-нравственных ценностных ориентаций общества.
В создавшейся ситуации процесс социализации личности связан с большими трудностями. Многочисленные социологические педагогические, психологические исследования студенческой среды свидетельствуют об утрате идеалов, пессимистическом восприятии жизни, отчуждении от общества взрослых. Ситуация осложняется еще и тем, что социализация подрастающего поколения происходит в принципиально других условиях, чем социализация их родителей, поэтому жизненный опыт последних далеко не всегда может помочь их детям. В молодежной среде участились случаи девиантного поведения. Молодежь либо предпочитает новые ценности, либо не видит новых жизненных ориентиров.
Российская действительность конца ХХ – начала XXI веков характеризуется такой исторической ситуацией, в которой надо с особой научной строгостью и социально – нравственной ответственностью подходить к отбору способов и критериев, с помощью которых осуществляются процедуры оценивания соответствующих явлений общественной жизни и нравственных принципов, влияющих на сознание и поведение людей с позиций допустимого, запретного, справедливого и несправедливого.
Годы нигилистического отношения советской науки к аксиологии привели к серьезному отставанию нашей теории ценностных ориентаций, в ряде случаев (сфера образования, педагогическая наука) фактически отсутствовали систематизированные аксиологические знания (7, 5).
Как следствие одной из важных проблем современной педагогики, возникших на настоящем этапе развития общества, является изучение закономерностей формирования новой, адекватной данному этапу личности, руководствующейся в своем поведении и отношении к реалиям жизни определенной системой духовно-нравственных ценностных ориентаций. Но ценностная ориентация не возникает у человека внезапно, а формируется на протяжении всего процесса воспитания. Ценностные ориентации фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как нравственная норма. Меняются ценностные ориентации – меняются нравственные нормы – меняются цели воспитания.
В сегодняшней социально-экономической обстановке с особой силой выдвигаются на передний план вопросы развития образования, направленные на гуманизацию системы начального, среднего и высшего профессионального образования.
Период освоения программы средних специальных учебных заведений совпадает с важнейшими этапами в формировании личности. Особенно важна для становления мировоззрения юность, потому что именно в это время созревают его когнитивные и личностные предпосылки. В юности происходит формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций личности, от которых зависит ее последующее реальное поведение. Возраст 16-ти лет характеризуется потребностью в профессиональной ориентации, формированием гражданской позиции личности. Актуально и необходимо именно в рамках профессионально-педагогического образования в системе ССУЗов способствовать формированию системы ценностных ориентаций будущего специалиста, акцентировать внимание на развитии студента как носителя и субъекта культуры. Необходимо также подчеркнуть, что именно в ССУЗах обучаются специалисты среднего звена, которые в дальнейшем будут работать на производстве, которое начинает возрождаться в столь сложных экономических условиях, сложившихся в стране. От гражданской позиции, мировоззрения, ценностных ориентаций зависит будущее нашей страны. Принято считать, что обучение и воспитание - неразрывно связанные и взаимодополняющие процессы.
Руководить формированием личности молодого человека в современных условиях гораздо труднее. Главным звеном в цепи прошлого, настоящего и будущего является учитель во всем многообразии его индивидуально-личностных качеств. Учитель должен сам быть духовно богатой, творческой, разносторонней личностью, чтобы воспитать данные качества в своих учащихся. Важнейшая задача педагога - не только повышать уровень знаний учащихся, но и формировать ценностные установки. Педагога часто сравнивают со скульптором. Но душа человека - не глина, не мрамор. Задача мастера здесь - осуществить творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя его собственные возможности.
В процессе воспитания учащихся особое место отводится личностному подходу. Важно, прежде всего, отношение к ученику как к ответственному и сознательному субъекту деятельности. В юности происходит формирование глубинных ценностных ориентаций личности, от которых зависит ее последующее реальное поведение.
Предоставив личности свободный выбор в организации собственной науки, а значит, поставив ее в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем, педагог не оставляет ее без помощи и поддержки, без опоры на человеческий опыт.
Говоря о формировании мировоззрения подрастающего поколения, необходимо обращать внимание на жизненные установки будущих педагогов.
Однако не всегда учебное заведение может существенно влиять на души детей, поскольку сам учитель не имеет духовно- нравственного потенциала, используя который, он мог бы оказывать эффективное влияние на духовное образование, воспитание и развитие ребенка.
Если учитель не знает географии, он не может дать знание ученикам. Соответственно, если учитель не верит добро и справедливость, он не сможет привить эти ценности детям.
Если в учебном заведении приоритет духовного над материальным традиционен, то каждый из воспитанников непременно приобретает опыт ориентации на высшие духовные ценности.
Несомненно, от профессионализма педагога, от его ценностных ориентаций зависит и успешность его профессиональной деятельности. Если педагог не сможет определиться в мире новых ценностей, то каким воспитателем он станет для вступающих в жизнь детей и подростков? Педагог – прежде всего воспитатель, который формирует личность, в том числе преподаванием своего предмета. Проблема кадрового обеспечения учебных заведений страны связана с процессом формирования личности будущего педагога в целом.
Юноши и девушки в период поступления в среднее специальное учебное заведение, уже обладают определенной жизненной позицией, идеалами, ценностными ориентациями. Задача педагога (куратора, воспитателя) здесь – определить уровень сформированности ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студента, его дальнейшего общественного и профессионального становления. Так же педагогу для достижения желаемого результата необходимо разработать программу формирования ценностных ориентаций студентов. На каждом этапе прохождения данной программы рекомендуется производить диагностическое исследование с целью выявления динамики процесса формирования ценностных ориентаций.
Мировоззрение гармонично развитой личности характеризуется рядом духовно-нравственных ценностных ориентаций:
- истина,
- красота,
- любовь,
- добро,
- уважение,
- познание,
- творчество,
- свобода и т.д. (4, 7).
На наш взгляд, именно эти ценности являются наиболее необходимыми для духовно-нравственного становления молодежи в современных социальных условиях. Особенно они важны для профессионального становления.
С целью уточнения места этих ценностей в целостном педагогическом процессе рекомендуется провести диагностическое исследование отношения представителей студенческой молодежи к выявленным общечеловеческим ценностям.
В процессе диагностики также выявляется иерархия ценностей студентов колледжа.
Подробное и поэтапное исследование позволяет проследить динамику ценностных ориентаций молодежи и оценить эффективность проводимой одновременно программой формирования ценностных ориентаций в ходе учебно-воспитательного процесса колледжа.