Требования к результатам освоения дисциплины
Введение
Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070501.65 Режиссура театра, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2058; учебного плана подготовки студентов, одобренного Ученым советом (Протокол № 1 от 28.09.2011 г.) и утвержденного ректором института.
Трудоемкость курса «Философия» составляет 8 зачетных единиц
(288 часов). Структурно курс состоит из разделов и тем.
Форма итогового контроля – экзамен в шестом семестре обучения студентов очной и заочной форм. В пятом семестре – зачет.
Данный вариант программы подготовлен для студентов Театрального института имени Бориса Щукина.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели:
- формирование у студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
- овладение базовыми принципами и приемами философского познания;
- историческое изучение классических проблем (гносеологии, онтологии) философского мировоззрения на материале русской и западноевропейской мысли;
- введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Задачи:
- показать исторические картины мироздания, понимание смысла жизни и деятельности человека;
- раскрыть сложную структуру сознания и бессознательного, их роль в человеческой жизни и творчестве, в процессе формирования личности;
- развить навыки критического восприятия и оценки источников информации;
- уметь логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;
- овладеть приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Философия» является обязательной дисциплиной базовой (обязательной) части «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070501.65 Режиссура театра.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
а) общекультурные компетенции:
· способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
· способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни
(ОК- 2);
· способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владению методами пропаганды научных достижений (ОК-3);
· умение демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
· способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-7);
· владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8).
б) профессиональные компетенции:
· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
(ПК-1);
· способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-2);
· способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в первую очередь в художественного творчества (ПК-3);
· способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ПК-6);
· владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-7);
· умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра (ПСК-1.1);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основные направления, проблемы, теории и методы философии;
· содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;
· этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;
· условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
· понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
Уметь:
· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
· использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть:
· культурой мышления;
· навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
· приемами ведения дискуссии и полемики;
· навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.