Какими документами оформляется инвентаризация материальных ценностей?
Оформление результатов инвентаризации осуществляется в следующем порядке:
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи установленной формы № ИНВ-3.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как вручную (чернилами или шариковой ручкой), так и с использованием средств вычислительной техники не менее чем в двух экземплярах. Описи заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток.
В условиях автоматизированной обработки данных инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей выдаются комиссии в виде машинограммы. В ней комиссия проставляет только фактические остатки, в том числе и по тем производственным запасам, которые не были отражены в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
В конце описи материально ответственные лица лают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается, в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаруживают после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление ошибок в установленном порядке.
На негодные и испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи.
бухгалтерском учете организации результаты инвентаризации должны отражаться следующими бухгалтерскими записями:
- излишки ТМЦ:
Дебет счета 10 «Материалы» (41 «Товары», 43 «Готовая продукция»), кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» – учтена в доходах рыночная стоимость излишков товаров, выявленных в ходе инвентаризации.
- недостачи ТМЦ:
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 10 «Материалы» (41 «Товары», 43 «Готовая продукция») – сумма выявленной недостачи материальных ценностей по их фактической себестоимости;
Дебет счета 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу», кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – учтена в расходах недостача ценностей в пределах норм естественной убыли.