Описание новых предлагаемых методик
Применение электронных тахеометров. Электронные тахеометры - самые популярные в мире приборы - позволяют значительно облегчить труд и повысит производительность полевых и камеральных работ. Универсальные приборы объединяют в себе возможности электронных теодолитов и дальномеров, снабжены устройством хранения и обработки данных, имеют встроенное программное обеспечение для решения различных прикладных задач
В электронных тахеометрах реализованы последние достижения в области механики, оптики и электроники. Уникальный дальномер позволяет работать с призменными отражателями и без отражателя, обеспечивая измерение расстояний, в зависимости от марки прибора, с точностью от ±(1+1×10-6D)мм до ±(5+3×10-6D)мм. Точность измерения углов от 1" до 6" в зависимости от марки.
При использовании электронных тахеометров можно сразу получать с высокой точностью пространственные прямоугольные координаты (x, y, z) в относительной системе координат (при помощи полярной засечки и тригонометрического нивелирования). То есть при съемке подкранового оборудования можно одновременно получать плановые и высотные характеристики.
Предлагаемая методика включает в себя последовательность следующих работ.
Прибор устанавливают так, чтобы с данной точки были видны оба рельса по всей протяженности, либо их часть (при съемке подкрановых путей с нескольких станций). Тахеометр ориентируют вдоль оси (примерно параллельно) рельсов. Подкрановые пути разбивают на равные отрезки так, чтобы точки на разных рельсах находились в одном сечении перпендикулярном им (но не более 5 м). Схема расположения прибора относительно рельсов представлено на рис. 24.
Рис. 24. Схема наблюдений
Монтажник ходит по подкрановым путям крана опорного типа и через определенные интервалы ставит специальную марку представленную на рис. 25. При этом отражатель ориентируют в сторону тахеометра. Марку устанавливали по внутренней стороне рельса. При недостаточной освещенности марку для более точного наведения подсвечивали с помощью фонарика.
Для съемки подкрановых путей кранов подвесного типа применяли специальную марку представленную на рис.25. Она прицепляется к низу рельса при помощи прижимного колесика и катится по нему, приводимая в движение при помощи электромоторчика (или веревки).
Измерения тахеометром производились в относительной системе координат. Координаты тахеометра были x = 0, y = 0, z = 0.
Данная методика отличается простотой, быстротой и удобством и позволяет достичь, требуемую точность и учесть специфику данного вида работ.
Рис. 25. Специальная марка для кранов опорного типа
1 – трипель-призма заключенная в оправу; 2 – марка;
3 – П-образный кронштейн; 4 – закрепительный винт
Оценка точности данного способа определения пространственных координат при помощи полярной засечки и тригонометрического нивелирования представлена ниже.
1) ; ;
2)
3)
,
где – s – длина линии; n, a – вертикальный и горизонтальный угол; h – превышение; Dx, Dy – приращения координат; m – средная квадратическая погрешность.
При достаточной точности измерения длины тригонометрическое нивелирование по точности может конкурировать (не уступает) с геометрическим нивелированием.
Камеральные работы. По результатам полевых наблюдений мы имеем пространственные прямоугольные координаты рельсов.
Расстояния между точками Li/ находящихся на плоскости перпендикулярной осям рельсов вычисляли при помощи обратной геодезической задачи. Расстояния между осями рельсов Li равно расстоянию между данными точками и ширине рельса ш. Имея практические Li и проектное значение Lпр. расстояние между осями рельсов, можно получить их уклонения Di по формуле:
; ;
Вычисление уклонений от створа производилось следующим образом. Значения уклонений имеют знак «плюс» – при смещении точки вправо от направления створа и «минус» – при смещении точки влево, при этом створ задается по направлению от начальной точки к конечной (рис. 26.).
Рис. 26. Знак величины отклонения
Вычислялись сначала расстояния от начальной точки до последующих и дирекционные углы этих линий (обратная геодезическая задача). Разность дирекционных углов дает малые углы между створом и направлением на данную точку. Решая прямоугольные треугольники находим уклонения от створа по формуле:
; ; ;
где Si - расстояния от начальной точки до последующих;
ai - дирекционные углы; ni - малые углы;
di - уклонения от створа.
Для правого рельса выполняем аналогичные вычисления. Так как створы левого и правого рельса не параллельны, то нужно привести правый створ относительно левого по формуле:
.
Контролем вычислений является сходимость уклонений расстояний между рельсами от проектного и суммы уклонений от створа по формуле:
.
Рельсы при рихтовке могут только поднимать при помощи подкладок. Следовательно, от всех отметок вычитаем максимальную и получаем отрицательные условные отметки рельсов по формуле:
.
По результатам вычислений строятся графики плановых и высотных характеристик подкранового оборудования.
В особо сложных условиях можно проводить съемку подкрановых путей с нескольких станций.
Преобразование декартовых прямоугольных координат при одновременном переносе и повороте осей.
Пусть х, у — координаты произвольной точки Р относительно первой декартовой системы координат. Пусть , — координаты этой же точки Р относительно второй декартовой системы координат. Начало координат второй системы O не совпадает с началом первой системы Oxy и имеет относительно последней координаты центра x0, y0, а оси первой системы соответственно развернуты на угол q осям второй системы; угол отсчитывается в положительном направлении.
Определение деформации подкрановых путей пространственной угловой засечкой с лазерной индикацией цели. Для обслуживания надземных подкрановых путей и выполнения ремонтных работ используют, как правило, подвесные краны с дистанционным управлением с помощью кабеля. Подкрановые пути таких кранов располагаются на значительной высоте от пола. Недоступность путей, отсутствие видимости с пола из-за оборудования делают фактически невозможным применение традиционных способов определения планового и высотного положения путей.
В таких случаях положение путей может быть определено пространственной прямой угловой засечкой двумя теодолитами 2Т2, установленными над конечными точками базиса. Так как визирные цели на путях невозможно отметить из-за их недоступности, то визирные цели обозначались подсветкой нижней кромки двутавровых балок путей лазерным излучением. Для этого используется лазерный визир ЛВ-5М, который располагается на полу и устанавливается в любом удобном месте. Лазерный визир ЛВ-5М имеет ограниченный угол наклона трубы в вертикальной плоскости до 10°. Поэтому для направления излучения под любым углом на объектив коллиматора одевалась прямоугольная призма. На призме укреплялся поляроид для гашения избыточной яркости излучения, так как сильная контрастность красного светового пятна подсветки лазером на темном фоне ведет к утомляемости глаз наблюдателя и снижению точности визирования.
return false">ссылка скрытаРассматриваемый способ был отработан на заблокированном из-за деформации путей кране. Путь представляет собой три двутавровые балки, каждая из которых подвешена через 6 м в семи точках к строительным элементам покрытия цеха. Расстояние между соседними балками (ширина колеи) 7,5 м.
Базис длиной 15 м был разбит рулеткой на площадке у торцевой стены цеха, предназначенной для осмотра крана. Площадка располагалась ниже путей. На концах базиса устанавливались теодолиты 2Т2 с электрической подсветкой сетки нитей трубы и отсчетного устройства, так как освещенность в цеха была недостаточной. Лазерный визир ЛВ-5М устанавливался на полу. Направление сфокусированного излучения менялось вращением прямоугольной призмы на объективе и наклоном трубы визира до тех пор, пока не начинала подсвечиваться нижняя кромка двутавровой балки в точке, симметричной относительно элементов крепления балки. Точка наблюдалась одновременно обоими теодолитами. Так наблюдались три точки на трех балках одного поперечного сечения путей, затем три точки следующего через 6 м сечения в местах подвеса двутавровых балок. Схема наблюдения представлена на рис.27.
Рис.27. Схема прямой угловой засечки
А, В и С – наблюдаемые точки; 1-2 – базис в ;
3 –точка установки лазерного визира.
Теодолитами измерялись горизонтальные углы засечки на соответствующие точки балок А,В и С одним приемом и вертикальные углы также одним приемом. Начальное направление теодолитов вдоль базиса устанавливалось взаимным визированием их через объективы на подсвеченную сетку нитей трубы. Все измерения выполнялись при одной установке теодолитов без изменения центрирования.
При вычислениях за начало координат принималась точка I. Ось абсцисс X совмещалась с базисом. Координаты засекаемых точек А,В и С определяют по формулам пространственной прямой угловой засечки.
Для решения используются формулы Гаусса, для некоторой наблюдаемой точки Р получим:
; ;
; ; ,
где Xi , Yi ,Hi - координаты исходных пунктов; - дирекционные углы и горизонтальные проложения направлений засечки; - высоты приборов и точек визирования; - поправки за кривизну Земли и рефракцию; - коэффициенты рефракции (i=1,2); R - радиус Земли (R= 6378137 м).
Точность определения положения точки Р будет такова
Для нахождения ширины колеи необходимы значения ординат точек, их разность для соответствующих противоположных точек подкрановых путей даст ширину колеи.
Отметки точек определялись по измеренным вертикальным углам и вычисленным по координатам расстояниям d , по известной формуле определения превышения h тригонометрическим нивелированием.
Полученные результаты:
– для наиболее удаленной точки d = 40 м;
– углы наклона были близкими к 1,5°;
– при погрешностях измерений т = 4 мм, т = 10" погрешность определения превышения составила m = 2 мм, что допустимо правилами эксплуатации кранов;
– при допустимом отклонении 6 мм по высоте двух соседних точек вдоль пути были установлены отклонения до 25 мм
По результатам измерений и вычислений на ЭВМ составляют графики положения путей и дают рекомендации по рихтовке. После ремонта путей на работающих кранах определение геометрических параметров делается повторно.
Теоретический материал по геодезическим работам при наблюдениях за деформациями резервуаров будет дан в соответствующей практической работе доцентом Шароглазовой Г.А.