Подкрановые пути

Подкрановый путь служит для восприятия и распределения нагрузки от массы кранов и поднимаемых ими грузов, а также для направления движения кранов. Подкрановые пути бывают наземные и надземные.

Наземный подкрановый путь состоит из нижнего и верхнего строений. В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и устройство водоотвода, а верхнего строения – балластный слой, рельсы и рельсовые скрепления. Конструкция наземных путей в основном одинакова, разница лишь в ширине колеи.

Достоинства наземных подкрановых путей в простоте конструкции, они более долговечны, легко доступны при осмотрах и текущих ремонтах, стоимость их устройства и эксплуатации значительно ниже по сравнению с надземными подкрановыми путями.

Подкрановые пути для опор передвижных кабельных кранов выполняются в виде эстакад или ленточных фундаментов.

Надземный подкрановый путь представляет собой две нитки рельсов, уложенных на подкрановых балках, которые опираются на металлические или железобетонные колонны.

Для подкрановых путей используются металлические балки длиной 6-30 м и железобетонные – длиной 6-12 м. Металлические балки имеют ряд преимуществ в отношении их монтажа и эксплуатации.

Надземный подкрановый путь состоит из подкрановых балок, рельсов, подрельсовой постели и деталей крепления рельсов к постели.

Длина подкрановых балок соответствует расстоянию между осями колонн (шагу колонн). Величина шага колонн в зависимости от конструктивных элементов здания или сооружения может быть равна 6,12,18,24,36 м. Длина полета также обычно кратна 6 и составляет 6-42 м. Высота колонн зависит от необходимой высоты подъема грузов.

Для надземных подкрановых путей применяются железнодорожные рельсы (наиболее долговечны в эксплуатации), специальные крановые рельсы, шины прямоугольного или квадратного сечения из прокатной стали.

Крепление рельсов к подкрановым балкам может быть подвижным и неподвижным. Применяется преимущественно подвижное крепление, позволяющее легко и быстро смещать рельсы при их рихтовке.

Наиболее характерными видами разрушения подкрановых конструкций являются: износ подкранового рельса, деталей его крепления, деформация подкрановых балок, осадка или крен ко­лонн, разрушение основания (наземных путей).

Основной вид разрушения подкранового рельса – деформация и износ его боковых граней в связи с перекосом ходовых колес или моста крана, значительным отклонением рельсов от прямолинейности, разностью отметок головок рельсов в поперечном разрезе, значительным отклонением ширины колеи пути и пролета кранов от проектного значения.

Причинами разрушения деталей крепления рель­сов подкрановых балок считаются: недостаточная прочность конст­рукции, неудовлетворительное качество монтажа, силовые воздействия кранов на подкрановый путь, несоответствие геометрических параметров путей их проектному значению, дефор­мация несущих конструкций сооружения или здания.