Персоногенетический подход: А. Маслоу, К. Роджерс
Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей.
Стремление к самоактуализации (Маслоу) - врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к актуализации (Роджерс) — врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т. е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. Вместе с тем имеются и определенные различия во взглядах этих авторов. Так, если А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, то согласно К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения». Однако, несмотря на эти различия, оба они полагали, что «люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».
В теории К. Роджерса выделяют два конструкта, имеющих фундаментальное значение: «организм» и «Я».
Организм, рассмотренный с психологической точки зрения, представляет локус всего опыта переживаний (все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме в любой данный момент). Вся совокупность переживаний образует феноменальное поле, т. е. индивидуальную систему ориентации, о которой знать может только сам человек. То, как ведет себя индивид, зависит от феноменального поля (субъективной реальности), а не от стимульной ситуации (внешней реальности). Феноменальное поле в каждый данный момент образуется сознательными (символизированными) и бессознательными (несимволизированными) переживаниями.
Часть феноменального поля постепенно дифференцируется и образует Я или Я-концепцию («организованный, согласованный концептуальный гештальт, построенный из перцепций характеристик «я» или «меня» и перцепций отношений «я» или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями). Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан. Это текучий и изменчивый гештальт, он процессуален, но в каждый момент образует специфическую целостность».
Главным источником развития личности, как уже было сказано, являются врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции: первая содержит в свернутом виде будущие свойства личности человека, а вторая - механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает личностная структура Я, которая включает «идеальное Я» (совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала) и «реальное Я» (совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»). Эти подструктуры структуры Я находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. Высокий показатель конгруэнтности свидтельствует о высокой самооценке. Низкий показатель конгруэнтности свидетельствует о низкой самооценке, при этом отмечаются высокий уровень тревожности, признаки депрессии.
При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.
Когнитивные теории развития:
- теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка
- теория Л. Колберга
Особняком в структуре психологических теорий развития находятся когнитивные теории, согласно которым развитие «состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума». К ним относятся теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга и др.