Биогенетический подход: Э. Геккель, С. Холл, 3. Фрейд
В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории "рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.
Теории рекапитуляцииутверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека (Э.Геккель). Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.
Наиболее ярко эта мысль была развита К. Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости:
1. Период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а максимума в развитии достигает в 3 года.
2. Период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
3. Период пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши,подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится 10 лет.
4. Земледельческий период. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
5. Промышленно-торговый период. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.
Основы психоаналитического подходак пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856-1939), Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.
Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.
Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента, которые возникают неодновременно:
1. Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имея врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержи врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.
2. Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознаня не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать,
3. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.
Социогенетический подход: